Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - 1 понятие социализации ресоциализации и их взаимосвязь с рецидивной преступностью

1 понятие социализации ресоциализации и их взаимосвязь с рецидивной преступностью

Рецидив или ресоциализация? Текст научной статьи по специальности «Право»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Генерал-лейтенант внутренней службы Д.

3. ХАМАДИШИН, начальник УФСИН России по Республике Татарстан РЕЦИДИВ ИЛИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ? Вопросы, касающиеся положения осужденных и бывших осужденных в обществе, определения их правового статуса, были и остаются актуальными. Еще более злободневными они становятся при рассмотрении их во взаимосвязи с проблемами, связанными с ростом рецидивной преступности, а также преступности среди женщин и подростков.

Не вызывает сомнений тот факт, что уголовное наказание само по себе не способно противодействовать развитию негативных явлений в обществе. Более того, некоторые специалисты убеждены, что усиление карательных начал в борьбе с преступностью лишь усугубляет криминогенную обстановку, ведет к социальной напряженности в обществе.

В этой связи знаковыми стали слова В.

В. Путина, прозвучавшие на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в феврале 2002 года:

«Какой смысл ужесточать наказание, если правоохранительная система не может обеспечить неотвратимости?»

1.

Итак, если жесткость наказания за преступления не способна оградить общество от криминала, то что же нужно предпринимать для обеспечения общественного порядка? Как известно, одной из основных целей уголовного наказания согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ является исправление осужденного. Однако возникают вопросы: что такое исправление; насколько оно может быть полным; в какой мере степень исправления освобождаемых осужденных может влиять на уровень общественной безопасности и рецидивной преступности?

Однако возникают вопросы: что такое исправление; насколько оно может быть полным; в какой мере степень исправления освобождаемых осужденных может влиять на уровень общественной безопасности и рецидивной преступности?

Исправление подразумевает признание осужденным своей вины в совершенном деянии и справедливости понесенно- го им наказания. Очевидно, что такое признание не дает обществу гарантии того, что не будет рецидива преступления.

В последнее время в теории уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права наряду с термином «исправление» все чаще употребляются термины: «ресоциализация», «социальная адаптация» и «социальная реабилитация».

Ресоциализация (лат. те (повторное, возобновляемое действие) + лат.

socialis (общественный), англ.

resocialization, нем. ИезсиаМеги^) — это повторная социализация индивида.

Ресоциализация осуществляется путем изменения его установок, целей, норм и ценностей жизни.

Социальная адаптация -это процесс приспособления личности к изменяющимся условиям социальной среды. Социальная реабилитация — это процесс по восстановлению личности в качестве полноценного и полноправного члена общества, принимающего установленные в нем законы, нормы и правила общежития.

Применительно к нашей теме, как верно отмечено одним из видных исследователей данной проблематики М. С. Рыбаком:

«Ресоциализация осужденного — это целенаправленный процесс перерождения преступника в законопослушного человека (гражданина)»

2.

Ресоциализация — это своего рода повторная социализация, т. е. социализация уже социально зрелых индивидов.

По своей сути — это процесс, предполагающий преодоление социальной отчужденно- сти личности.

Ресоциализация является неотъемлемой частью более объемного понятия и процесса — социальной адаптации личности.

Можно выделить два этапа ресоциализа-ции осужденных: пенитенциарный и постпенитенциарный.

Первый из них одновременно является подготовительным этапом социальной адаптации личности. Он осуществляется в условиях пребывания преступника в исправительном учреждении.

Второй, или начальный этап социальной адаптации, реализуется после освобождения. Следует отметить, что каждый из них одинаково важен.

В обоих случаях объект — один и тот же индивид.

Различаются этапы субъектным составом и местом реализации. Субъектом пенитенциарного этапа ресоциализации является пенитенциарная система в лице администрации исправительного учреждения. Субъектами постпенитенциарного этапа должны быть государственные, общественные, религиозные и иные структуры, заинтересованные в социальной адаптации индивида.

Ресоциализация осужденных в период отбывания наказания осуществляется путем их исправления при умелом использовании основных средств, предусмотренных ч. 2 ст. 9 УИК РФ (режима, воспитательной работы, получения общего образования, профессионального обучения и т.

д.). В деятельности исправительных учреждений претворяются в жизнь несколько стадий ресоциализации осужденного как процесса корректировки свойств его личности. Это и прекращение связей с асоциальной средой, и установление принадлежности осужденного к положительной или отрицательной группе (с учетом интеллектуальных или волевых свойств его личности), и индивидуально-коллективная воспитательная работа, и осуществление комплекса мероприятий по социальной адаптации осужденного к условиям исправительного учреждения, и так называемое исправление осужденного, выражающееся в осознании им своей вины и справедливости понесенного наказания, а также в соответствующем поведении на протяжении длительного времени. На этом этапе осужденные, находясь в изоляции от общества, приобщаются к ценностям человеческого общежития.

В сфере трудовой адаптации они могут получить начальное профессиональное образование; им создаются условия для формирования трудолюбия, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда; в образовательной сфере — предоставляется возможность получить среднее, а также высшее образование (методом дистанционного обучения); в духовной сфере — лица, отбывающие наказание, приобщаются к религиозно-нравственным и семейным ценностям; в спортивной — им прививаются нормы здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью (пропагандируется отказ от пагубных привычек и т. д.); в культурно-досуговой сфере — осужденные приобщаются к культурному времяпрепровождению. Немаловажным аспектом воспитательного воздействия на осужденных является корректировка правового сознания, формирование навыков правопослушного поведения.

Ресоциализация после освобождения предполагает индивидуальное, самостоятельное приобщение индивида к нормам устройства общественной жизни: правилам поведения, морально-нравственным, духовным, культурным и материальным ценностям, принятым в обществе. Применительно к участию государственных и общественных институтов в реализации этапа постпенитенциарной ресоциализа-ции индивида в мировой юридической науке и практике используется понятие «пробация». Службы пробации, центры адаптации, функционирующие преимущественно в западных странах с развитой демократией, целью своего существования определяют предоставление помощи в социальной реинтеграции лицам, освобождающимся из тюрем, а также лицам, приговоренным к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Пробация (англ. ргоЪа1юп) в уголовном праве США, Англии, Швеции и ряда других стран — это вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов; возможен и ряд дополнительных ограничений (не посещать определенных мест, воздерживаться от общения с определенными лицами и т. п.). Институт пробации является традиционным для уголовной юстиции некоторых зарубежных стран.

Этот институт впервые был введен в США в первой половине XIX века на основе двух институтов — условного осуждения и отсрочки отбывания наказания.

Он получил распространение в Великобритании, Канаде, Швеции, Норвегии, Японии и т. д. На современном этапе институт пробации, пожалуй, наиболее эффективная форма осуществления мероприятий по социальной адаптации и ресо-цициализации десоциализированных индивидов.

Эта форма реализации норм уголовно-исполнительного права является новой и для некоторых стран ближнего зарубежья, например, Латвии.

Создание служб пробации входит также в долгосрочные планы развития уголовной юстиции Российской Федерации и Республики Казахстан, (см.: постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17.02.2010 № 33-СФ

«О совершенствовании правового регулирования в сфере социальной реабилитации лиц, осужденных за совершение преступлений»

, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2021 года, Программа дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан). В указанном постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сказано: «Создание условий для эффективной социальной адаптации лиц, осужденных за совершение преступлений, и лиц, освобожденных из мест лишения свободы,.

является одной из важнейших задач государства. и институтов гражданского общества»3.

Таким образом, ресоциализацию личности осужденного к лишению свободы и личности освободившегося от отбывания наказания следует рассматривать в качестве важной государственной задачи. Ресоциализация осужденных в России: практика и закон Как показывает практика, правоохранительные органы во всем мире в основном неплохо, а во многих случаях очень профессионально справляются со своими обязанностями по предупреждению, предотвращению, ликвидации последствий преступлений.

Однако как бы качественно государство ни выполняло свою правоохранительную функцию, ничто не заменит решения государственных задач по социальной поддержке граждан, задач, направленных, прежде всего, на профилактику асоциального поведения людей, социальную адаптацию и ресоциализацию индивидов, преодоление их социальной отчужденности. Громоздкая «колонистская» система исполнения наказаний, созданная в СССР, изжила себя, исчерпала свой ресурс, стала неэффективной в современных социально-экономических условиях. Во всем мире содержание одного осужденного — это недешевое «удовольствие».

Например, налогоплательщикам Великобритании оно обходится в астрономическую сумму — 40 тыс.

фунтов стерлингов, т. е. 80 тыс. долларов в год4. В России эта сумма составляет 28 тыс.

рублей5. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Тюрьма, несмотря на ее определенные преимущества в решении вопросов воспитания осужденных, не может полностью обеспечить положительного результата в их исправлении и ресоциализации. Как показывает статистика, больше половины лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности, вновь совершают преступления и попадают в «места не столь отдаленные».

Такая же ситуация наблюдается и в сравнительно благополучных странах (например, в США и Великобритании). Аномально низкий уровень рецидивной преступности демонстрирует, пожалуй, только Япония ввиду приверженности ее жителей к устойчивым традициям и определенной социокультурной замкнутости японского общества6.

Необходимо признать, что Россия находится в числе мировых лидеров по количеству осужденных на 100 тыс. населения. Уровень криминализации общества вызывает серьезные опасения, как за моральное здоровье нации, так и за безопасность граждан. Как верно было указано Президентом России Д.

А. Медведевым на совещании по вопросам правоохранительной деятельности 7 ноября 2008 года, «.тюрьмы переполнены.

Это не секрет. И это создает большие проблемы для последующей социализации таких людей. Кроме того, последствия тоже для всех очевидны — идет, по сути, насильственное приобщение тысяч людей к тюремной субкультуре»7.

О серьезной угрозе общественному благополучию свидетельствует динамика показателей преступности среди женщин и подростков. Несмотря на сокращение в течение последних лет уровня преступности в стране, к 2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6%. Количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2010 году 80% от общей численности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

человек, или на 18,6%. Количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2010 году 80% от общей численности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Более четверти осужденных приговорено к длительным срокам лишения свободы, почти половина — отбывает наказание второй раз и более, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан8.

Более 80% преступников при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Около 50 тыс. человек нуждаются в получении обязательного основного общего образования.

Стремительно растет количество осужденных подростков, не умеющих читать и писать.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, на 1 января 2010 года более 90% (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. — больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс.
— больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс.

— психическими расстройствами, 40,77 тыс.

— активным туберкулезом, 55,96 тыс. — ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. — вирусным гепатитом, 62,04 тыс.

— наркоманией, 26,32 тыс. — алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами9. Указанные данные отчасти отражают состояние социального здоровья всего российского общества и свидетельствуют о необходимости совершения более энергичных шагов в реформировании не только пенитенциарной системы, но и механизмов государственного регулирования вопросов социальной реабилитации и ресоциализации бывших преступников.

В настоящее время уголовная и уголовно-исполнительная политика Российского государства находится в стадии активного реформирования. Издано множество нормативных правовых актов, направленных на гуманизацию исполнения наказаний, достижение открытости деятельности всей системы органов, исполняющих уголовные наказания.

Российская уголовно-исполнительная система активно осваивает международные стандарты пенитенциарной теории и практики.

Создана система общественного контроля за деятельностью исправительных учреждений и следственных изоляторов. Приняты поправки к законам, в том числе касающиеся внедрения и расширения практики применения форм уголовного наказания, не связанного с лишением свободы (альтернативных форм наказания).

Созданы благоприятные условия для ре-социализации осужденных в исправительных учреждениях. Деятельность исправительных учреждений за последние годы существенным образом скорректирована в сторону подготовки осужденных к жизни в обществе. С ними проводится колоссальная работа по индивидуализации воспитательного процесса.

С этой целью осуществляется деятельность, направленная на обеспечение раздельного содержания различных категорий преступников. В исправительных учреждениях (на примере Республики Татарстан) осужденным предоставлены широкие возможности для получения образования (в том числе и высшего), обучения различным востребованным на рынке труда профессиям, приобретения трудовых навыков, восстановления социально полезных связей; осужденные получают обширный комплекс услуг — психологических, юридических, медицинских.

Пенитенциарная ресоциализация готовит, прежде всего, морально-психологическую, правовую и материальную основу для того, чтобы после освобождения гражданин, пользуясь полученными в исправительном учреждении социально полезными знаниями и навыками, мог стать полноправным членом социума. Однако, как показывает практика и цифры статистики, эффект от пенитенциарной ресо-циализации уничтожается условиями, в которые попадает человек после освобождения. Как правило, бывшие осужденные оказываются в трудной жизненной ситуации, из которой не могут выйти самостоятельно, используя законные средства.

Как результат, они вновь оказываются в привычной для себя уголовно-преступной среде. Говоря образно, преступный мир протягивает бывшим осужденным руку там, где от них отворачивается государство. Государственные и общественные структуры встречаются с бывшим осужденным только после того, как он вновь совершит преступление и окажется на скамье подсудимых.

Период его жизни с момента освобождения из мест лишения свободы до совершения им нового преступления недостаточно урегулирован государственной политикой. Таким образом, в не- которой степени игнорируется реализация главной задачи уголовного закона — предупреждение преступления (ч.

1 ст. 2 УК РФ). В России назрела острая необходимость создания системы пробации, которая позволила бы государству более полно контролировать социальные процессы в обществе и влиять на регенерацию преступности. Необходимость перехода к системе проба-ции обуславливается как потребностью в создании системы комплексной ресоциализации осужденных в период отбывания ими уголовного наказания и после освобождения от него, так и экономической целесообразностью.

Этой проблемой в разное время занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Создано большое количество научных трудов, разработан понятийно-терминологический аппарат. Немало теоретических изысканий было обсуждено на различных форумах, прошло проверку на практике.

Учеными и общественными организациями России на сегодняшний день подготовлены и могут быть представлены предложения по многим законодательным инициативам в области исполнения уголовных наказаний: о развитии ювенальной юстиции, о введении специальных пенитенциарных судов, о внесении существенных изменений в действующие законодательные акты (например, поправка в УИК РФ, определяющая ре-социализацию как цель уголовного наказания; дополнение в Федеральный закон

«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

о том, что ресоциализация осужденных к лишению свободы рассматривается как предмет профессиональной деятельности всего персонала исправительных учреждений), о принятии новых важнейших нормативных правовых актов (например, проекта федерального закона «О социальной реабилитации лиц, отбывших наказание», проекта закона «О пробации») и т. д. Думается, некоторые гражданские инициативы заслуживают пристального внимания.

В нашем распоряжении имеется богатый опыт развития механизмов ресоциализации как в развитых странах, так и в государствах постсоветского пространства. Накоплен методологический материал, необходимый для законодательного закрепления институтов ресо-циализации и пробации в стране. Отсутствие в настоящее время четкой нормативной правовой базы для организации и осуществления работы по возвращению бывших осужденных к нормальной жизни приводит к тому, что в регионах, как правило, самостоятельно пытаются решать данные вопросы.

Инициативы местных органов государственной власти по оказанию помощи территориальным органам исполнения наказаний на современном этапе не находят своего развития из-за «белых пятен» в законодательстве.

По сути, единственной нормой по вопросу оказания помощи пенитенциарной системе местными властями является ст. 10.1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1

«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

, которая гласит: «В целях создания условий для функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджетных ассигнований собственных бюджетов.

вправе оказывать содействие в обеспечении трудовой занятости осужденных, реализации федеральных и региональных программ стабилизации и развития уголовно-исполнительной системы, устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также для работников. учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей.

Финансовое обеспечение полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета»10. Несмотря на трудности, в некоторых субъектах Российской Федерации проводится работа по формированию будущей государственной политики ресоциализации. Накопленный практический опыт целиком основан на эффективном взаимодействии органов государственной власти субъекта Федерации и территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний.

На сегодняшний день такая работа, помимо Татарстана, активно проводится в республиках Марий Эл, Башкортостан, Дагестан, Архангельской, Белгородской, Брянской, Курской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Свердловской, Волгоградской областях, Красноярском крае. Нет сомнений в том, что значительное количество новаций, направленных на решение вопросов социальной адаптации лиц, осужденных за совершение преступлений, в ближайшей перспективе приведет к изменению качества работы — формированию соответствующего законодательства и появлению специальных структур управления.

1 «Прокуратура разгромлена». http:// www.lenpravda.ru/digest/federal/260213. html. 2 Рыбак М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики: Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. Саратов, 2001.

С. 18. 3 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17.02.2010 № 33-СФ

«О совершенствовании правового регулирования в сфере социальной реабилитации лиц, осужденных за совершение преступлений»

. http://www.council.gov.ru/inf_ps/ chronicle/2010/02/item11793.html. 4 «Прошел тренинг по реабилитации бывших осужденных».

http://www.miloserdie. ru/index.php? ss=4&s= 19&id=13877. 5 «.Сколько стоит заключенный?». http://www.aif.ru/society/dontknow/ 3126. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 6 Крайнова Н. А. Ресоциализация осужденных. Зарубежный опыт//Уго-ловное право. 2002. № 2. С. 83-84. 7 Выступление Президента Российской Федерации Д.

2002. № 2. С. 83-84. 7 Выступление Президента Российской Федерации Д. А. Медведева на совещании по вопросам правоохранительной деятельности в России. http://президент. рф/выступления/1995.

8 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2021 года. — М.: ФБУ Объединенная редакция ФСИН России, 2010.

С. 6. 9 Там же. С. 7. 10 Федеральный закон от 25.12.2008 № 277-ФЗ

«О внесении изменения в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

. http://www.rg.ru/2008/12/30/turmy-dok.html. ^ Полковник внутренней службы О.

В. ПЕНИН, помощник начальника управления УФСИН России по Московской области, кандидат юридических наук СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОНИКНОВЕНИЮ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ УИС В современных условиях развития гражданского общества важная роль отводится уголовно-исполнительной системе как одному из важнейших социально-правовых институтов государства. Основными важными целями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами.

Совершение ряда преступлений осужденными (дезорганизация нормальной деятельности учреждений, массовые беспорядки, захват заложников, побеги, убийства, причинение вреда здоровью и др.) связано с проникновением в места лишения свободы запрещенных к использованию осужденными вещей и предметов, которые им не положено иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

В частях 8, 9 ст. 82 УИК РФ не дается четкого определения, что входит в понятие

«предметы, запрещенные к использованию в исправительных учреждениях»

. В законе названы только деньги,

Социальные и психологические факторы ресоциализации условно осужденных Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

17. Пастушеня А.Н. Готовность личности к правомерному поведению: структурно-содержательная характеристика // Прикладная юридическая психология.

— 2010. — № 3. — С. 17-25. 18. Соколов В. Модельный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации // Гос.

служба. — 2004. — № 2. — С. 6-16.

19. Усманова А.Р. Дискурс // ИКрУ/э^ап. уагйех.ги/~книги/Энциклопедия0/о20социологии/ Дискурс/ (Дата обращения: 15.11.2010). СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ Я.

С. Васильева Аннотация: в публикации рассматриваются различные подходы к проблеме ресоциализации.

Приводятся результаты исследования влияния социальных факторов и психологических особенностей на успешность процесса ресоциализации условно осужденных. Данная тема обусловлена высокой социальной значимостью задачи профилактики преступного поведения.

Ключевые слова: социализация, ресоциализация, десоциализация, условно осужденные, рецидивная преступность. The summary: various approaches to the problem of resocialization are discussed in this publication. The results of investigation of the influence of social factors and psychological characteristics on the success of the process of resocialization of Probation are givenhere.

The said subject is determined by the great social significance of the problem of crime prevention. Keywords: socialization, resocializa-tion, desocialization, probationers, recidivism.

Статистические данные о совершенных преступлениях наглядно отражают изменение криминогенной ситуации в стране. Значительный рост преступности отмечался вплоть до 2001 г.

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности, хотя показатели остаются высокими. В 1980 г. в нашей стране было осуждено 645 544 чел., в 1990 г.

— 537 643, наибольший пик пришелся на 2001 г. — 1 244 211, в 2009 г. — 882 288 чел.

Безусловно, для любого цивилизованного общества решение проблемы преступности является важной, но трудной и комплексной задачей [11]. Современная реформа уголовного правосудия состоит в гуманизации репрессивных мер. В частности, в 1996 г. введен в действие новый Уголовный кодекс РФ, который значительно увеличил перечень санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества.

В настоящее время судами активно расширяется практика назначения альтернативных видов наказаний.

Так, по данным Судебного департамента РФ [11], до вступления в силу УК РФ 1996 г. процент условно осужденных лиц из всего числа осужденных составлял 21,5 % (1995 г.), в 2009 г. этот показатель вырос почти в два раза и составил 38 % (341 тыс.

чел.). Дополнительно применялись такие меры наказания, как штраф (130 тыс. чел.), обязательные (66 тыс. чел.) и исправительные (46 тыс. чел.) работы. Сложившаяся ситуация является двойственной.

С одной стороны, снижается наполняемость исправительных учреждений, осужденным предоставляется возможность исправиться без изоляции от общества, что в свою очередь снижает возможность «криминального заражения». С другой — еще несформированная система надзора за условно осужденными и отсутствие всесторонней психолого-социальной работы с ними увеличивают число преступлений, совершаемых во время условного срока.

В 2009 г. из 534 409 осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, 15 164 чел. совершили повторное преступление.

Ю.М. Антонян видит причину данного явления в недостаточном количестве инспекторов уголовно-исполнительных инспекций, их низкой профессиональной подготовке, отсутствии возможности проведения всесторонней воспитательной работы [2, с. 7]. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2021 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р, указано что

«.рационализация политики в области уголовного правосудия к 2021 году приведет к приросту общей численности осужденных без лишения свободы на 200 тыс.»

.

В связи с этим одной из важных задач развития альтернативных мер наказания является

«.придание социальной направленности работе уголовно-исполнительных инспекций, предусматривающей ресоциали-зацию, формирование правопослушно-го поведения осужденных без изоляции от общества»

[12]. Как мы видим, ресо-циализация осужденных как социально-правовая категория не только обеспечивает реализацию принципов социальной справедливости, гуманизма, законности, но и актуализирована реалиями жизни современного российского общества.

В научной литературе традиционно понятие «ресоциализация» соотносится с процессом социализации личности. С конца XIX в. термин социализация используется для обозначения механизмов, этапов и структуры становления и развития личности в обществе. Данное явление в своих работах рассматривали известные ученые различных школ и направлений, а именно Э.

Дюркгейм, Ф. Гиддинс, Г. Тард, З.

Фрейд, Т. Парсонс, Д. Смелзер, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, И.С. Кон и др.

В современной науке термин социализация, несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. Г.М. Андреева дает следующее определение социализации: «это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1, с.

Г.М. Андреева дает следующее определение социализации:

«это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду»

[1, с.

275]. Термин «ресоциализация» впервые введен в психологическую науку американскими авторами Д. Кеннеди и А. Кер-бером, которые раскрывали его как «. процесс вторичного вхождения индивида в социальную среду в результате «дефектов» социализации или смены социокультурного окружения» [3, с.

31]. В настоящее время существует огромное множество интерпретаций термина «ре-социализация». Данное понятие носит междисциплинарный характер и используется в социологии, педагогике, психологии, культурологии, криминологии и т.

д. Термин «ресоциализация» преимущественно употребляется в отношении лиц, осужденных к отбыванию наказания в виде лишения свободы. В отечественной науке этой проблематике посвящены многочисленные исследования таких авторов, как А.В.

Бриллиантов, В.И. Горобцов, М.Г. Дебольский, Ю.В. Жулева, М.И.

Коваль, В.Б. Писарев, А.В. Пищелко, В.И. Поздняков, М.С. Рыбак, Д.В. Сочивко, В.М.

Трубников, А.В. Чернышева, И.В.

Шмаров и др. В частности, в работе «Реадаптация и ресоци-ализация» авторы А.В. Пищелко и Д.В. Сочивко рассматривают не только методологические обоснования процесса ресоциализации осужденных, но и предлагают практический инструментарий для использования ее в пенитенциарной практике.

По их мнению, основой для построения эффективной системы ресо-циализации осужденных должен выступать системно-структурный подход, который должен включать в себя личность сотрудника ИУ как субъекта воспитания; личность осужденного как субъекта и объекта воспитания, а также процесс и условия исполнения уголовного наказания [8, с. 135]. Префикс «ре», по мнению Ю.В.

Жуле-вой, указывает на повторение или возобновление действия и как противодействие асоциальной деградации личности. Таким образом, под ресоциализа-цией понимается процесс повторного усвоения норм и ценностей, принятых в данном обществе, который является противодействием асоциальной деградации личности [6]. М.С. Рыбак подходит к указанному понятию с другой стороны и рассматривает его как

«корректировку свойств личности осужденного в направлении придания ей черт, необходимых и достаточных для жизни в определенной положительной или нейтральной, с точки зрения общественной безопасности, социальной группе, определенной макросреде»

[9, с.

46]. В юридической литературе существуют и другие определения. Под ре-социализацией осужденных подразумевается «процесс восстановления утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания [изоляции] социальных связей, функций и статуса личности; это усвоение осужденным стандартов поведения и ценностных ориентаций, осознание подчинения правовым и иным моральным нормам поведения [7, с. 35]. В другой интерпретации — это комплекс мероприятий, направленных на восстановление, приобретение социальных связей, нарушенных как вследствие преступной деятельности, так и в период вынужденной изоляции [5].

В.Л. Васильев еще более сужает понятие ресоциализации. В его понимании данное явление рассматривается наряду с такими процессами, как

«.перевоспитание лиц, совершивших пре- ступления, приобщение их к трудовой деятельности и нормальной социальной среде.»

[4, с. 627]. Автор конкретизирует изучаемый феномен, подчеркивая важность проведения социально-педагогических мероприятий по воздействию на осужденного, формирующих его правопослушное поведение.

Таким образом, ресоциализация — явление многоплановое. Как процесс оно имеет длительные временные рамки, как понятие раскрывается в зависимости от области применения и научных взглядов исследователей.

В нашей работе мы рассматриваем проблематику ресоциализации лиц, осужденных к отбыванию наказания без лишения свободы. Правомерно ли к указанной категории использовать данный термин? Безусловно, так как совершение любого преступления является нарушением норм и ценностей, принятых в обществе, даже если суд выносит условный срок.

Сама по себе субкультура правонарушителей и условия пенитенциарного учреждения противодействуют целям ресоциализации и адаптации осужденных после отбытия наказания. Опираясь на мнение С.А. Старостина о том, что

«осуществление ресоциализации в местах лишения свободы содержит в себе взаимнопротивоположные тенденции: с одной стороны, мы изолируем человека от общества, разрывая положительные социальные связи, изменяя сферу общения, окружающую социальную среду, с другой — ставим цель его исправления и последующего включения в общественные отношения»

[10, с. 60], мы можем говорить о принципиальной важности ресоциализации осужденных именно на этапе условного осуждения.

В отношении условно осужденных целесообразно рассматривать ресоциали-зацию как социально-психологический процесс взаимодействия личности правонарушителя с окружающей действительностью с целью вторичного усвоения принятых в обществе норм, ценностей и правил поведения под воздействием комплекса правовых, социальных, психолого-педагогических и иных мер. Важной составляющей ресоциа-лизации условно осужденных является формирование правопослушного поведения, направленное на предотвращение рецидива преступления.

Успешная ресоциализация невозможна без учета объективных и субъективных факторов жизнедеятельности личности. Изменение структуры отношения преступника к социальным нормам, правилам, своим обязанностям и жизненным ценностям зависит не только от внешних, но и внутренних причин. В процессе ресоциализа-ции условно осужденного необходимо учитывать весь комплекс детерминирующих факторов, который включает в себя: общественно-политические условия, социально-демографические данные, криминологические характеристики, психологические свойства личности, поведенческие особенности, социально-бытовую и семейную ситуацию, состояние здоровья.

Перечисленные факторы, на наш взгляд, могут либо способствовать повторной социализации лица, преступившего закон, либо приводить к окончательной десоциализации. Де-социализация в данном случае обозначает

«разрушение и потерю некоторых важных ценностных и нормативных ори-ентаций, навыков общения, усвоенных в процессе формирования личности, а также приобщение к определенной локальной субкультуре или «контркультуре»

, основные установки которой противостоят общепринятым культурным ценностям» [9, с.

44]. В целях эмпирического обоснования выдвинутых положений на базе УФСИН России по г.

Санкт-Петербургу и Ленинградской области было организовано и проведено исследование социальных факторов и психологических особенностей осужденных, выдержавших и не выдержавших условный срок. В экспериментальную группу вошли осужденные (145 чел.) мужского пола, имевшие условную судимость и не выдержавшие условный срок.

Контрольную группу составили условно осужденные (127 чел.) мужского пола, состоявшие на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и успешно выдержавшие условный срок более 18 месяцев.

Изучение проводилось с использованием следующих методик: iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 1. Социально-биографическая анкета (опрос и изучение личных дел).

2. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И.

Вас-сермана. 3. Тест смысложизненных ориента-ций (СЖО) Д.А.

Леонтьева. 4. Авторская методика оценки де-линквентных свойств личности, созданная на основе опросников А. Меграбяна и М.Ш. Магомед-Эминова «Мотивация аффилиации», диагностики склонности к преодолению норм и правил Ю.А. Клей-берга, диагностики самооценки мотивации одобрения Д.

Марлоу и Д. Крау-на, методики «Импульсивность», шкалы «Склонность ко лжи» Е.А.

Чебаловой. 5. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.

По результатам данных, полученных по указанным методикам, были рассчитаны средние показатели (табл.

1). Данные, указанные в таблице, свидетельствуют о значимых различиях между изучаемыми группами по ряду характеристик: уровень отчуждения, уклонение от общепринятых норм и правил, склонность ко лжи, импульсивность, склонность к риску, составляющие смысложизненных ориентаций и социальной фрустрированности.

Таким образом, в ходе исследования были выявлены особенности, характерные для осужденных с нарушенной ре-социализацией: 1. Социально-демографические данные: возраст от 18 до 30 лет, холост, образование не выше среднего специального. 2. Криминологические характеристики: осужден за совершение преступления против собственности (ст.

158168), срок наказания более трех лет, первое преступление совершил в одиночку, наличие предыдущей судимости. 3. Психологические особенности: склонность к необдуманным поступкам и лжи, несформированность смысло-жизненных ориентаций, высокий уровень неудовлетворенности социально-экономическим положением. Ситуативными факторами, которые указали осужденные при ответе на вопрос анкеты

«Назовите причины, подтолкнувшие Вас на совершение преступления во время условного срока»

, являлись: 1.

Состояние алкогольного или наркотического опьянения (27 %).

2. Финансовые проблемы (24 °%). 3. Стечение обстоятельств (15 %).

4. Жажда «легких» денег (11 °%). Таблица 1 Методика Показатели в группе осужденных, выдержавших условный срок Показатели в группе осужденных, не выдержавших условный срок 1-уа1ие Методика «Уровень социальной фрустрированности» Л.И.

Вассермана Удовлетворенность взаимоотношениями с родными и близкими 1,69 2,29 5,97072 Удовлетворенность социальным окружением 1,68 2,23 5,82426 Удовлетворенность своим социальным статусом 2,19 2,69 4,17770 Удовлетворенность социально-экономическим положением 2,27 2,79 4,77483 Удовлетворенность своим здоровьем и работоспособностью. 1,85 2,53 6,63732 Показатель общей фрустрированности 1,95 2,51 7,34417 Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева Цель 30,49 27,99 -2,88041 Процесс 29,22 26,31 -3,6253 Результат 24,84 21,17 -4,76397 Локус контроля-Я 20,78 18,73 -3,44346 iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Локус контроля-жизнь 28,27 23,77 -5,82179 Общий показатель осмысленности жизни 98,12 88,53 -4,2619 Комплексная методика оценки делинквентности Отчуждение 5,18 6,07 3,17801 Уклонение от норм и правил 4,59 5,77 4,1397 Конформность 3,37 2,59 -3,50046 Склонность ко лжи 6,15 7,79 5,21762 Импульсивность 4,94 6,28 4,40404 Показатель склонности к риску Шуберта 0,74 12,58 6,59017 5.Отсутствие работы, невозможность трудоустройства (8 %). 6. Подставили, я не виноват (5 %). 7. Влияние криминальной компании (5 %).

8. Беспечность, легкомыслие (5 %). Основная цель проведенного исследования — определение социальных факторов и психологических особенностей, оказывающих влияние на процесс ресоциализации условно осужденных.

Для реализации этой цели был проведен факторный анализ. Факторы были сгруппированы по следующим направлениям (по степени значимости в эмпирической выборке): Несформированность смысложиз-ненных ориентаций.

В структуру данного фактора входит низкая осмысленность жизни, отсутствие жизненных целей, низкая самореализация, отношение к себе, к тому, кто должен контролировать эту жизнь. 1. Социальная фрустрированность. Этот фактор подразумевает нарушение взаимодействия личности с микро- и макросоциальным окружением, которое проявляется как неудовлетворенность значимыми сферами социальных отношений.

Наибольшее влияние оказывает неудовлетворенность социально-экономическим положением.

2. Социальная дезадаптация. Основные проявления указанного фактора — это отсутствие семьи, детей, низкий образовательный уровень, отсутствие профессии.

В данном контексте социальная дезадаптация означает снижение социального статуса, при этом дополнительно обусловливается криминологическими факторами риска. 3. Дезадаптивные личностные характеристики, а именно импульсивность, склонность к преодолению норм и правил, склонность ко лжи.

По факторному анализу эти характеристики обратно пропорционально влияют на конформность и статью срыва.

4. Длительность ремиссии. Данный фактор подразумевает период, который прошел между началом условного срока и повторным преступлением. Наиболее опасным периодом по рецидиву является второй год условного осуждения.

Вероятно, это связано с тем, что состояние тревоги, связанное с событиями судопроизводства, снижается, а количество бытовых и социальных проблем увеличивается. Таким образом, на разных этапах условного осуждения актуализируются различные механизмы социально-психологической устойчивости к рецидиву, которые мы рассматриваем как проявление прерванной ресоциализа-ции. Для прояснения этого вопроса проводилось сравнение полученных результатов в группе осужденных, не выдер- жавших условный срок.

С этой целью были образованы три подгруппы: 1 — сорвавшиеся в первые шесть месяцев условного срока; 2 — сорвавшиеся в период от 6 до 12 месяцев; 3 — сорвавшиеся после года условного осуждения. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы: — в первые 6 месяцев определяющими десоциализирующими факторами является отсутствие работы или низкий заработок, а также возраст до 24 лет; — в период с 6 до 12 месяцев влияние оказывают отсутствие семьи, детей, низкий образовательный уровень; — после года к перечисленным факторам присоединяются психологические характеристики: импульсивность, отчуждение и низкий локус контроля- жизнь. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что ведущими криминогенными факторами, влияющими на процесс ресоциализации условно осужденных, выступают: 1) неблагоприятные социальные условия (социальная дезадаптация); iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 2) высокий уровень выраженности индивидуально-психологических свойств, характеризующих делинквент-ную личность; 3) длительность условного срока: на первоначальном этапе главная роль отводится социальным факторам (семья, образование, работа) и только на последующих этапах повышается роль психологических особенностей. Литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001. 2. Антонян Ю.М., Антонян Е.А.

Условное осуждение и его криминологическое значение // Уголовно-исполнительное право. — 2007. — № 3. — С. 6-10. 3. Белинская Е.П, Тихомандрицкая О.В. Социальная психология личности.

Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2003. 4. Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб.: Питер, 2002.

— С. 627. 5. Громов В.В., Крылов А.С. Социальные связи в процессе ресоциализации осужденных // Применение наказаний, не связанных с лишением свободы: сб.

науч. тр. — М., 1989. — С. 36-42.

6. Жулева Ю.В. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях: (правовые и криминологические аспекты): автореф.

дис. . канд. юрид. наук. — Рязань, 2000. — 24 с. 7. Наказание и исправление преступников: учеб. пособие / под ред. Ю.М. Антоняна.

— М.: НИИ МВД РФ, 1992. 8. Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. — М.: ПЕР СЭ, 2003. — 208 с. 9.

Рыбак М.С. Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания // Вестн. Сарат. гос. акад. права. — 1998. — № 4 (15). — С. 43-48. 10. Старостин С.А.

Ресоциализация как одно из направлений уголовной и уголовно-исполнительной политики // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации: тез. междунар. науч.-практ. конф. (Вологда, 14-15 дек. 2006 г.): в 2 ч. — Вологда, 2006.

— Ч. 1. — С. 58-65. 11. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2003-2009 годы [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http:// www.cdep.ru/index.php?id=5&item=278.

12. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г.

№ 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2021 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fsin.su/ document/index.php?ELEMENT_ID=6663.

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ПОЖИЗНЕННОМУ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ Б. Г. Бовин, Ю. В. Славянская Аннотация: материалы статьи посвящены описанию и анализу результатов эмпирического исследования криминологических и психологических характеристик лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Авторами статьи сделана попытка сопоставления преобладающих личностных характеристик обследуемых с такими факторами, как: «криминальный опыт»(наличие судимостей в прошлом), характер совершенных деяний, мотивы преступного поведения, социальный статус жертвы и т.

д. В статье приводится проранжированный анализ составов преступлений с точки зрения преобладающего мотива, проиллюстрированный наиболее типичными примерами. Ключевые слова: осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы; длительные сроки лишения свободы; покамерная изоляция; криминологические, психологические и социально-демографические характеристики; мотивы преступного поведения; «криминальный путь»; «криминальная карьера»; психопатизация; асоциальность.

Abstract: Proceedings of articles are devoted to describing and analyzing the results of an empirical study of criminological and psychological characteristics of persons serving life sentences.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+