Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Интеллектуальная собственность - Авторские права на персонажа

Авторские права на персонажа

Нарушаются ли авторские права владельцев персонажей фильмов

Ситуация. Организация самостоятельно (нанятый дизайнер) создает постеры (плакаты) с использованием персонажей из фильмов и мультфильмов на основе готовых образов. Т.е. берется человек-паук и делается плакат дизайнером, который уникален. Далее эти плакаты продаются в интернет-магазине.

Есть ли тут нарушение чьих-то авторских прав?

18 Сентября 2015, 13:02, вопрос №979441 Михаил, г. Санкт-Петербург

    , , , , , ,

400 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (7) получен гонорар 33% 11177 ответов 6945 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. эксперт

Есть ли тут нарушение чьих-то авторских прав?МихаилЗдравствуйте.

Безусловно, как минимум автора или правообладателя персонажа. Статья 1270. Исключительное право на произведение1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; 18 Сентября 2015, 13:04 0 0 10,0 Рейтинг Правовед.ru 14787 ответов 4799 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Адвокат, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. эксперт
  2. 10,0рейтинг

Есть ли тут нарушение чьих-то авторских прав?МихаилДобрый день.

Да, конечно нарушение есть, поскольку нарушается права правообладателя персонажей произведений. Персонажи должны отличаться, причем значительно, чтобы деятельность была законной.

С Уважением,Васильев Дмитрий. 18 Сентября 2015, 13:06 1 0 2317 ответов 712 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Санкт-Петербург Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте!

Да есть нарушение прав правообладателя, так Вы используете их персонажи., придуманные ими. 18 Сентября 2015, 13:08 1 0 получен гонорар 33% 4022 ответа 4072 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Наумова Анастасия Юрист, г. Томск Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 4022ответа
  2. 4072отзыва

Здравствуйте.

Имеет место нарушение прав как автора, так и лица, которое имеет исключительное право на использование персонажа: Ст. 1259 ГК РФ7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.При этом хотелось бы обратить ваше внимание на довольно существенные размеры компенсаций за такие нарушения: Статья 1301 ГК РФ.

Ответственность за нарушение исключительного права на произведениеВ случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Ответственность за нарушение исключительного права на произведениеВ случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель. 18 Сентября 2015, 13:15 1 0 получен гонорар 33% 541 ответ 310 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Адвокат, г.

Железноводск Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день, Михаил! Человек-паук, как персонаж, охраняется гражданским правом и его использование без согласия правообладателя — незаконно. Понятие персонажа как объекта, охраняемый гражданским правом, упоминается в п.

7 ст. 1259 ГК РФ .

«Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи»

. В соответствии с п. 7 ст. 1259 ГК РФ, персонаж произведения охраняется авторским правом лишь в том случае, если он может быть признан самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечает требованиям, установленным в п. 7 ст. 1259 ГК РФ. Любое произведение науки, литературы или искусства должно быть результатом творческого труда (ст.

1257 ГК РФ) — без этого оно не охраняется авторским правом. В соответствии со ст. 1270 ГК РФ — автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение).

Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Вы можете заключить лицензионный договор, по которому автором или иным правообладателем (лицензиаром) предоставляется Вам (лицензиату) простая (неисключительная) лицензия на использование данного произведения, который м.б.

заключен в упрощенном порядке (открытая лицензия).

18 Сентября 2015, 13:24 1 0 7,1 Рейтинг Правовед.ru 3501 ответ 3386 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 7,1рейтинг

Здравствуйте, Михаил! Ситуация. Организация самостоятельно (нанятый дизайнер) создает постеры (плакаты) с использованием персонажей из фильмов и мультфильмов на основе готовых образов.МихаилВо-первых, персонаж — это часть произведения.

А на основании п. 7 ст. 1259 ГК РФ часть произведения, если она обладает признаками объекта авторского права (объективная форма и творческий характер), то она сама является охраняемым объектом.

Во-вторых, использование любого произведения должно осуществляться только на основании разрешения правообладателя. В законе есть исчерпывающий перечень случаев свободного использования произведений, но Ваша ситуация к ним не относится: Т.е. берется человек-паук и делается плакат дизайнером, который уникален.

Далее эти плакаты продаются в интернет-магазине.МихаилТ.е.

Вы, не имея соответствующего на то разрешения, осуществляете переработку персонажа, а затем используете его путём отчуждения в виде плакатов. Тут явное нарушение исключительного права на эти персонажи.

Последствия — как минимум, правообладатель попросит Вас прекратить это делать. Но скорее всего, потребует ещё и компенсацию за нарушение исключительного права. 18 Сентября 2015, 13:25 2 0 1637 ответов 890 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Москва Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день, Михаил. Чтобы на законных основаниях использовать образ Спайдермэна, вам нужно связаться с правообладателями этого персонажа и получить у них разрешение на использование. Челове́к-пау́к (англ. Spider-Man), настоящее имя Пи́тер Па́ркер (англ.

Peter Parker) — вымышленный персонаж, супергерой комиксов издательства Marvel Comics, созданный в 1962 г. Стэном Ли и Стивом Дитко.Официальный сайт Marvel Entertainment: Связаться с компанией Марвел можно по следующим адресам: Marvel Entertainment, LLC135 W. 50th Street, 7th FloorNew York, NY 10020 Marvel Studios, LLC500 S.

Buena Vista StreetBurbank, CA 91521 Marvel Animation Studios623 Circle Seven DriveGlendale, CA 91201 Marvel Characters B.V.2240 Palm Beach Lakes Blvd.Suite 101West Palm Beach, Florida 33409 По этим адресам нужно направить запрос о возможности, способе и форме использования образа Спайдермэна в вашей деятельности.

Когда получите ответ, станет ясно, можно ли вам использовать спайдермэна и на каких условиях. Также на сайте указано, что Марвел сейчас находится в собственности у Диснея (Marvel Entertainment, LLC, a wholly-owned subsidiary of The Walt Disney Company). Поэтому, возможно, вопрос использования авторских прав на персонажа решают там.

Поэтому, возможно, вопрос использования авторских прав на персонажа решают там. Вопросами нарушения авторских прав компании Дисней занимается уполномоченный агент этой компании. Попробуйте и туда направить свой запрос по указанному емэйлу: Notifications of claimed copyright infringement and counter notices must be sent to our designated agent:Lance R.

GriffinThe Walt Disney Company500 South Buena Vista StreetBurbank, California 91521, USAPhone: +1 818-560-1000Fax: +1 818-560-4299Email: Возможно, ваш вопрос решится положительно и без больших отчислений правообладателям, если вы правильно обоснуете цели использования. С уважением, Роман. 18 Сентября 2015, 14:23 2 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 19 Сентября 2021, 08:48, вопрос №2516079 23 Января 2018, 14:34, вопрос №1881540 09 Января 2021, 19:34, вопрос №2218754 10 Апреля 2017, 07:45, вопрос №1602416 16 Августа 2016, 13:46, вопрос №1347124 Смотрите также

Персонажи как объекты авторского права

В пункте 7 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ закреплено, на что распространяется охрана авторским правом, кроме самого произведения в целом.

В перечне присутствуют и персонажи, которые будут подлежать охране в том случае, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом интеллектуального труда автора. Также сказано, что персонажи должны быть объективно выражены.Самого понятия персонажа Гражданский кодекс РФ не дает, однако если обратиться к разъяснениям высших судов, то можно найти одну формулировку.

Персонаж – это часть произведения, содержащая описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению (см. п. 29 Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов №5/29 от 26 марта 2009 года).Как в ГК РФ, так и Постановлении Пленумов сказано, что персонаж обязательно должен быть выражен объективно. Это могут быть следующие формы:

  • Устная. К примеру, автор, выступая в публичном месте, устно описывает персонажа, просто проговаривая вслух, какими характерными чертами наделен герой, его стиль поведения и т.д. Здесь также происходит объективное выражение.
  • Изобразительная. Так, художник, рисуя картину, может в своем изобразительном произведении отвести значительное внимание тем героям, которые изображены на картине.
  • Форма видеозаписи. Таких примеров множество: это герои мультфильмов, кинофильмов, сериалов и т.д.
  • Иные.
  • Письменная. Здесь писатель в своей книге описывает литературного героя, выделяя его специфические черты характера, особенности внешности, одежды, и т.д.
  • Звуковая. Очевидно, что герой песни «Вася» рок-группы «Браво» является харизматичным персонажем и может охраняться авторским правом.
  • Объемно-пространственная. Так, Вера Игнатьевна Мухина, автор всемирно известной скульптуры «Рабочий и колхозница», обладает авторскими правами не только на это произведение в целом, но и на каждого из персонажей.

Если объективная выраженность присутствует, то необходимо проверить, соответствует ли персонаж другому важному критерию – уникальности.

Его суть в том, что персонаж, как предписывает ГК РФ, должен иметь возможность считаться самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности автора.Важно, чтобы персонаж обладал какими-то особенностями, запоминающимися чертами: иными словами, сам герой произведения должен носить творческий характер. Очевидно, к примеру, что такой герой, как Эркюль Пуаэро, будет охраняться авторским правом в силу творческого подхода Агаты Кристи, в результате которого герой стал харизматичным.

Всего этого не скажешь, например, об инспекторе Джеппе, который, напротив, является практически ничем не примечательным констеблем (полицейским). Следовательно, первый будет охраняться авторским правом, второй – нет.Первая проблема состоит в том, достаточно ли персонаж обладает особенностями, чтобы охраняться авторским правом отдельно от произведения: то есть, присущ ли ему лично творческий характер. Даже в приведенном нами выше примере можно поспорить, является ли Джепп охраняемым персонажем, окончательное же решение остается за судом, разрешающим дело.

Отметим, что творческий характер всегда предполагается, однако его отсутствие заинтересованная сторона может оспорить в суде.Другая проблема заключается в установлении подлинного автора персонажа, поскольку последний, как мы уже определили, может быть выражен в разных формах.

Весьма показательно по этому поводу вспомнить «дело Чебурашки», в котором столкнулись интересы двух авторов персонажа – Эдуарда Успенского и Леонида Шварцмана. Успенский выразил Чебурашку на страницах произведения, в то время как Шварцман создал визуальный образ, с которым у большинства и ассоциируется знаменитый зверек. Спор возник по поводу товарного знака, который представлял собой изображение Чебурашки, созданное Шварцманом, хотя правообладателем был Успенский.

После долгих лет судебных тяжб Шварцману удалось отстоять свои авторские права.

Таким образом, даже среди двух авторов могут быть споры по поводу одного персонажа.О том, как возникают авторские права на персонажа, мы уже сказали. Теперь следует остановиться на таком важном моменте, когда популярные герои мультфильмов и фильмов регистрируются в качестве товарных знаков и получают охрану уже в качестве средств индивидуализации товаров, работ или услуг.Приведем пример.

Сегодня мультфильм «Смешарики» в России является одним из самых популярных, о чем быстро догадались предприниматели, начав действовать. Популярные герои мультфильмов лучше привлекают покупателей, поэтому изображение их на товаре – отличный маркетинг. Закон не запрещает регистрировать в качестве товарных знаков персонажей, следовательно, каждый персонаж может стать отдельным товарным знаком.С момента регистрации персонажа произведения в качестве товарного знака само изображение будет охраняться как средство индивидуализации товаров, если третьи лица будут незаконно размещать его на товарах.

Наиболее яркий пример – знаменитые дела, связанные со «Смешариками». Суть в том, что каждый персонаж – это отдельный товарный знак. Обладателем исключительного права на них является немецкая компания Smeshariki Gmbh, которая уже несколько лет зарабатывает на российских предпринимателях.

Происходит все так: предприниматель, стремясь привлечь больше покупателей, ставит изображения популярных персонажей на товары, тем самым нарушения исключительные права на товарный знак.

Минимальная сумма компенсации за нарушение – десять тысяч рублей. Причем если на одном товаре изображены все восемь Смешариков – это по российскому законодательству соответственно восемь нарушений, а значит, минимальный размер компенсации уже восемьдесят тысяч рублей!Впрочем, не следует забывать, что даже в таких случаях личные неимущественные права автора будут охраняться. Например, если кто-то исказит персонажа, уже не правообладатель товарного знака, а автор изображения вправе предъявить требование о защите неимущественных прав (в частности, потребовать компенсации морального вреда).FacebookTwitterВконтактеGoogle+

Авторское право на персонаж

Все персонажи, которые могут быть признаны результатом творчества автора, являются частями его произведения и охраняются авторским правом, действующим в настоящее время на территории России.

При этом стоит разграничивать произведение целиком и сам персонаж, поскольку он может охраняться посредством закона вне зависимости от всего произведения. Впервые о возможности распространения авторских прав на «персонаж» было упомянуто в , которая вступила в силу в январе 2008-го года.

До этого момента, в прежнем законодательстве, такая привилегия никогда не упоминалась.

Но это совершенно не значит, что персонажи произведений, созданные в период до 2008-го года, не охраняются авторским правом. Следует проводить четкие различия между литературными персонажами и теми персонажами, которые воплощены, например, в фильмах и телепередачах, как произведениях. Литературным считается персонаж из произведений литературы – романов, повестей, рассказов, сценариев.
Литературным считается персонаж из произведений литературы – романов, повестей, рассказов, сценариев.

Многое из того, что нашло свое словесное творческое выражение, подходит под определение «произведения литературы».

Пытаясь перевести данные персонажи в некие зрительные образы, например, снабжая роман красочными иллюстрациями, авторы-художники создают новые, творчески самостоятельные произведения. В таком случае автор литературного произведения не становится соавтором изображения, но правами на персонаж продолжает обладать. Художники приобретают права только на созданное ими – не новый персонаж, а только изображение персонажа.

Общемировая практика – автор персонажа Винни-Пух – писатель Алан Милн, а не художники, изобразившие Винни.

Если основой кинофильма служит роман, сценарий или какая-либо повесть, то его персонажи с точки зрения авторского права не могут являться персонажами романа, поскольку они имеют принципиальное различие по форме выражения. Это утверждение справедливо, несмотря на качественные совпадения персонажей кино со своими книжными аналогами. Другими словами, совершенно ясно различие между литературным персонажем и персонажем фильма.

Оба объекта авторского права могут считаться совершенно разными творческими единицами, даже если их объединяет одно целое произведение. В связи с этим, когда авторское право на фильм первоначально возникает у предприятия, осуществившего съемку этого фильма, то все права на персонажи фильма также закрепляются за ним, как правообладателем. Это общее положение вытекает из пункта 7-го ст.

1259-й ГК РФ, причем оно должно применяться и к фильмам, выпущенным до принятия нового законодательства (2008г.). Все авторские права на персонажи произведений, относящиеся к категории аудиовизуальных, также могут переходить к другим лицам на основе юридически правильно составленного договора. Для начала надо определить, что такое «персонаж» непосредственно в контексте авторского права.

Само название термина происходит от латинского слова «persona», которое означает действующих лиц спектакля, пьесы, кинофильма, романа, сценария, а также других подобных произведений. Если речь идет о художественных — произведениях изобразительного искусства, то здесь дела обстоят несколько иным образом.

В этом случае под персонажами понимаются портреты и изображения конкретных или вымышленных лиц, например, аллегорических, мифологических или евангельских героев. В литературном произведении синонимом персонажа является литературный герой или литературный образ (характер). Литературоведы под персонажем понимают конкретное действующее лицо, характеризующееся как в описании, так и в действии.

Российская юридическая литература неоднократно свидетельствовала: прежде чем решать вопросы об охране какой-либо части произведения, необходимо решить, какие элементы отдельно взятого произведения в принципе юридически значимы и охраняемы, а какие являются «юридически безразличными» и не охраняются авторским правом.

Важно понимать, что образы и персонажи, созданные автором, относятся к внутренней форме произведения, а сам язык произведения считается внешней формой.

Проще говоря, если речь идет об идее произведения, то все образы заведомо не охраняемы, а если — о части произведения, то и все его образы являются охраняемыми и, как следствие, юридически значимыми.

Также важно отметить один факт!

В практике административных разбирательств Роспатента были случаи двойственного определения персонажей.

При параллельном творчестве двух или более совершенно независимых авторов, любые повторяющиеся персонажи в их произведениях, не признаются объектами, защищаемыми авторским правом. На охрану авторского права могут претендовать отнюдь не все персонажи и образы, созданные авторами и их творческими усилиями и наделенные признаками оригинальности. Традиционные и жанровые персонажи, например, Арлекин, Коломбина, Пьеро и Пульчинелла из знаменитой итальянской комедии в стиле дель арте, которые переходили из одного спектакля на сцену другого, можно отнести скорее к идее, нежели к форме произведения.

То же самое можно сказать и русских народных персонажах, например, бабе Яге, Иванушке-дурочке, скатерти-самобранке (неодушевленный персонаж русского фольклора). А вот сам язык произведения, диалоги персонажей, причем даже жанровых, описания мыслей, переживаний и поступков не могут быть взяты (заимствованы) в целях, которые выходят за рамки , разрешенного законодательством об авторском праве. Российское законодательство предусматривает два критерия охраны «персонажа» произведения: возможность его самостоятельного (отдельного) использования и его творческий характер.

Регистрируя интеллектуальную собственность на тот или иной персонаж (или его имя) в качестве своего товарного знака, а также, заключая договор об использовании персонажей мультфильмов, вы берете на себя определенные обязательства перед обладателями авторских прав на данные произведения. Регистрация в качестве товарного знака — это наглядный пример, описывающий отделение одной части произведения от целого и являющийся типичным способом самостоятельного использования таких частей произведения, как персонажи.

Существует множество примеров, подтверждающих выгоду от коммерциализации персонажей. Для того чтобы продвинуть свой бизнес в целом или ряд услуг, частные предприниматели или различные акционерные общества регистрируют выбранный персонаж в качестве своего собственного товарного знака. Время от времени около таких регистраций возникают серьезные споры, которые решаются в суде.

Время от времени около таких регистраций возникают серьезные споры, которые решаются в суде. Например, в начале двухтысячных в Апелляционной палате рассматривалось заявление с жалобой Антона Табакова режиссера, знаменитого актера и по совместительству владельца шикарного ресторана под звучным названием «Обломов на Пресне» об аннулировании торговой марки «Обломов», принадлежащей ОАО «ИГБ компания». Жалобу удовлетворили и вынесли решение об аннулировании данного торгового знака.

Судья пояснил, что такая регистрация противоречит общественным интересам.

Являясь самостоятельными объектами авторского права, персонажи могут быть обычными литературными героями – неотъемлемыми частями литературных произведений, не включающими визуальные элементы. А также мультипликационными героями, где основное – это визуализация действия.

В обоих случаях, используя имя персонажей в собственных литературных произведениях, авторы не нарушают права. Примечание: данное использование персонажа не должно причинять неоправданный ущерб законных интересов правообладателей. Простое упоминание того или иного персонажа в частном литературном произведении не может являться нарушением авторского права.

Тоже касается и использования персонажей в произведениях, относящихся к пародийному жанру, пусть даже в такой пародии персонаж играет основную роль. Статьи и новости по теме:

Топ 9 мифов об авторских правах

11 Хотел бы начать цикл статей с развеивания некоторых самых популярных мифов об авторских правах, с которыми я сталкиваюсь каждый день. Эти мифы так плотно засели у многих в головах, что очень часто приводят к серьезным ошибкам.

Даже опытные юристы, работающие в крупных компаниях порой путаются в элементарных вещах, и это приводит к крупным потерям.

Чтобы вести творческую, в особенности, продюсерскую или режиссерскую деятельность нужно знать:Главное правило в авторских правах — не знаешь, чье это — не используй. 1) «А я нашел в интернете, это свободный источник». НЕТ ПОНЯТИЯ СВОБОДНЫЙ ИСТОЧНИК.

Всё, что выложено в интернете также защищено правом.

Если вы видите музыку, картинку, видео, логотип, дизайн и не знаете автора, то лучше не трогайте, серьёзно.

Да, есть некоторые сайты, как depositphotos.com, где можно легально взять изображения.

Но это официальные источники и там обязательно указывать автора или платить небольшую сумму. Иногда лучше заплатить доллар за картинку чем попасть на 10 тысяч.

Конкретно эту часть регулирует 1276 ст ГК РФ. Обратите внимание, что ИНТЕРНЕТ там не является свободным источником.

Там жестко определены источники2) «Ну если использовать от музыки 5, 10, 15 секунд, 5 нот, поменять тональность и тд, то это уже не считается.

Или если в картинке поменять цвет или урезать видео». Нет, ребята. Считается. Если при исполнении мелодии однозначно угадывается оригинал, даже с трех нот, как в угадай мелодию, то использовать нисколько нельзя.

Если вы меняете местами ноты или как-то миксуете, если вы ди-джей и переделываете музыку, то тут сразу две статьи 1266 — защита от искажений и право на неприкосновенность и 1270, где говорится об исключительных правах. 3) «У нас же некоммерческий проект, что такого». С некоммерческими проектами, действительно, немного проще, но, в законах нигде не говорится о разнице использования в коммерческих и некоммерческих целях.

Различие только в том, что если вы зарабатываете деньги на проекте, то с вас спрос будет больше. В некоммерческом проекте с вас, может, ничего не возьмут или небольшой штраф, но нервы потрепят неслабо. В конце концов, у автора есть право вообще запретить вам использовать своё творчество.

Например, если вы решили снять студенческий фильм по пьесе Ионеско, а его наследники вам запретят, то и проекта не будет.

Следите за этим. Даже если вы делаете некоммерческий проект, то обязательно нужно связываться с автором.4) «Как так?

Вон, там Вася делал по пьесе Ионеско и ему ничего.

Че за бред ты несешь». Нужно понимать, ребята, что есть политика конкретных авторов и компаний правообладателей. Некоторые авторы наоборот рады, когда их творчество распространяется и фанаты используют, пишут фанфики, снимают видосы, косплеят и тд.

А есть, особенно среди наследников авторов очень жесткие ребята. Если мне не верите, то попробуйте чё-нить сделать по Мастеру и Маргарите.

Вам прилетит удар со скоростью света. Вообще, если вы не хотите договариваться с авторами, то это всё равно, что пойти на войну.

Вас могут убить, а могут не убить. Но если вас не убили, то это не значит, что на войне всё классно.Можете рассчитывать на свою удачу, конечно. Но поверьте, как только ваш проект будет представлять хоть какой-нибудь интерес коммерческий, то вас найдут.

5)

«Чтобы мою идею не украли, нужно ее зарегистрировать в РАО»

.

Автор не дал мне документы о госрегистраици произведения, значит ничего я ему не должен

» Я пробил песню в РАО, её там нет, значить она не защищена»

У нас по закону НЕТ НИКАКОЙ РЕГИСТРАЦИИ авторского права.

То есть вообще никакой. Если автор сможет доказать, что он автор, значит вы будете ему должны. Доказать он сможет изданными книгами, дисками, выпущенными экземплярами, свидетелями, договорами.

Чем угодно. Если становится объективно неоспоримо, что человек является автором, то отрицать вы это не можете. Даже наоборот. если человек заявил о своем авторстве, то это вы должны доказать, что это не так.

Презумпция авторства. Это вам не то. Ст 1232 ГК РФ ( КОММЕНТАРИИ К НЕЙ!)А вообще, идеи не регистрируются в рао.

в статье 1225 указано, что вообще защищается авторским правом. 6) Ну че, нигде автор не зарегистрирован, в интернете я его имени не нашел, че, я его искать что — ли везде должен и вообще знать всех авторов? На картинках копирайт не стоял, значит всё.Да, ребят. Для того на проектах есть должность «Редактор».

Для того на проектах есть должность «Редактор». Это большая работа. Они должны проверять все материалы не только на грамотность, но и на права. Да, если вы не знали имя автора и не нашли его, то это ВАШИ проблемы, а не автора.

Таким грешат часто на тв или в кино, когда берут дизайны или фотографии.

7) «Я на своём сайте опубликовал материал с другого сайта. Вон и ссылку указал». Если сайт позволяет свои авторские материалы копировать со ссылкой, то всё ок. Но бывает, что в своих материалах сайты используют картинки, видео или фото.

Вот если вы копируете их статью вместе со всеми материалами, то авторы оных могут вам предъявить, так как у сайта, с которого вы взяли, может быть лицензия на эти материалы, а вы ее не получили.Да, иногда можно сделать цитирование, но это нужно делать всегда правильно.

Я об этом расскажу ещё, в дальнейшем. 8)» Да ладно, кто нас проверит. Будут они ещё где-то в россии искать.

Вон, сколько у нас нарушают и ничего. «В последние годы всё очень изменилось. Теперь все организации, даже кафе у Ашота платят отчисления за музыку, например.

Тенденция идет к тому, что всё меньше и меньше возможности прокатиться на везении.

Повторюсь, что всё зависит от масштаба проекта. Но есть ещё ютуб и другие соц сети. Если вы хотите сделать, действительно, хороший продукт, то его будет заметно.

9) «Авторские права — фигня. Копейки. Не буду особо заморачиваться ради них и заниматься договорами.

Гонорар всё равно больше. «Это больше относится к создателям контента, вроде композитора, художника, дизайнера и тд. Реально ваши авторские права стоят гораздо больше гонораров. И когда люди не придают значения правильному заключению договоров с клиентами и передают им свои права, то теряют очень большой доход.

Например, театральные художники часто получают роялти, то есть, отчисления от каждого спектакля. Это 2-3 процента. Немного, но если учесть, что доход от спектакля может достигать миллиона, а идти он может два раза в месяц, то это уже около 60 тысяч. А если художник сделал 5 спектаклей?

И так можно о любой профессии.

Если вы фотограф и делаете хорошие снимки, то за каждую публикацию вы можете получать деньги, как и композитор за каждое исполнение. 11 0 3 года назад

Регистрация прав на персонаж

Имеется мультяшный персонаж, созданный иллюстратором по договору «об отчуждении исключительного права на произведения». По договору я — правообладатель.

Мне (как ФИЗЛИЦУ) необходимо зарегистрировать право на коммерческое использование персонажа — в своих книгах, мультфильмах и т.д. Какой порядок действий? Что из себя представляет эта регистрация? Регистрировать его как товарный знак?

Или есть какие-то ещё варианты? Для примера: как зарегистрированы Смешарики, Маша и Медведь и т.п. персонажи? 30 Августа 2017, 17:28, вопрос №1738683 Дарья, г.

Москва

    , ,

289 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (4) 5118 ответов 2548 отзывов эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Сыктывкар Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. эксперт

Здравствуйте, Дарья!В соответствии с пунктом 7 статьи 1259 ГК РФ:7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.При этом, в силу п.4 ст.1259:4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.Так что ничего регистрировать правообладателю не нужно.

Правообладатель может использовать персонаж совершенно свободно без какой-либо регистрации. И исключительные права правообладателя на персонаж защищены также без какой-либо специальной регистрации.С Уважением,Олег Рябинин.

30 Августа 2017, 17:32 0 0 получен гонорар 50% 2397 ответов 1044 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Курган Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день, Дарья.Вы вправе зарегистрировать персонаж в качестве товарного знака.

ГК РФ Статья 1477. Товарный знак и знак обслуживания1. На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).ГК РФ Статья 1481. Свидетельство на товарный знак1.

На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.2. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.Полезная информация на С уважением, Екатерина Довгопол.

30 Августа 2017, 17:36 1 0 1474 ответа 558 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Улан-Удэ Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте Дарья!Ваш мультяшный персонаж относится к объектам авторских прав.Оформление авторских прав возможно путем:1.

Обнародования экземпляров объекта авторского права путем публикации, либо трансляции в эфире со ссылкой на автора;2. Путем передачи на хранение объекта авторского права в Российское авторское сообщество (но с этим связаны определенные риски);3. Нотариальное заверение авторского права на персонаж.

4. Путем отправки ценного письма с объектом авторского права на электронном носителе самой себе. Нужно хранить это письмо не вскрывая, до возникновения спорной ситуации.

30 Августа 2017, 17:44 0 0 получен гонорар 50% 339 ответов 153 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Саратов Бесплатная оценка вашей ситуации Софья, доброй ночи!Насколько я понял, возникла необходимость некой «регистрации» Ваших исключительных прав с целью их подтверждения, охраны и передачи третьим лицам по лицензионным договорам.Действительно, законодательство не предусматривает каких-либо документов, подтверждающих исключительное право на произведение, в том числе государственную регистрацию передачи исключительных прав.

На практике автор или иной правообладатель может представить свидетельство о депонировании произведения в «РАО» или просто указать в договоре, что он «гарантирует наличие у него исключительного права на произведение». В таком случае именно лицензиар будет нести ответственность в случае нарушения исключительных прав третьих лиц.Вы являетесь правообладателем (лицензиаром) исключительных прав по договору об их отчуждении, поэтому подтвердить исключительное право можно копией договора об отчуждении исключительного права.На случай возникновения судебных споров в качестве доказательства авторства автор сможет использовать наброски и окончательный вариант изображения персонажа, свидетельские показания, свидетельство Российского авторского общества о регистрации и депонировании произведения, договор о создании произведения, а Вы как правообладатель по исключительным права — договор об отчуждении данных прав.Вашего персонажа возможно зарегистрировать как товарный знак в случае, если Вы собираетесь маркировать им товар (печатать на этикетках и упаковках)На территории РФ исключительное право на товарный знак регистрируется в Роспатенте (ст.

1479 ГК РФ). Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством по форме, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 482. После регистрации персонажа в качестве товарного знака никто не будет вправе без Вашего разрешения как правообладателя использовать сходные с персонажем обозначения.Для регистрации товарного знака нужно подать заявку в Роспатент и приложить к ней необходимые документы (в частности: документальное подтверждение согласия на обработку персональных данных). Полный перечень прилагаемых документов (подчеркнем, исчерпывающий) имеется в п.

2 Правил, утвержденным названным приказом №482.

В течение 5 дней с момента подачи заявки Роспатент обязан уведомить о ее принятии либо отказе, для чего достаточно хотя бы одного основания из трех, установленных в п. 10 Правил, и указать дату поступления и регистрационный номер заявки.Полученная заявка регистрируется в максимальный срок — 2 рабочих дня.После регистрации заявки на товарный знак Роспатент:

  1. проводит экспертизу заявки (которая состоит из двух этапов — формальной экспертизы (от месяца до полугода) и экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака (от полутора до двух лет!));
  2. публикует сведения о ней в официальном бюллетене с целью обеспечения возможности ознакомления с ними любых лиц;
  3. проверяет уплату пошлин (до начала формальной экспертизы!). Размеры определены Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 941.

Что касается центрального проверочного действия — экспертизы заявленного обозначения — то в ее ходе устанавливаются:

  1. возможность идентификации термина, используемого заявителем для обозначения товара, и его соотнесения с конкретным товаром того или иного класса;
  2. правильность осуществленной заявителем группировки товаров по классам.

По результатам экспертизы заявленного обозначения принимаются решения (ч.

3 ст. 1499 ГК РФ):

  1. о регистрации товарного знака (предоставлении ему правовой охраны);
  2. об отказе в регистрации товарного знака.

На основании решения о регистрации товарного знака Роспатент в течение месяца со дня уплаты пошлины за регистрацию и выдачу свидетельства на знак должен осуществить его государственную регистрацию в Госреестре товарных знаков.Свидетельство на товарный знак выдается Роспатентом в течение месяца со дня регистрации товарного знака в указанном Госреестре.Вот такая процедура, если кратко.Надеюсь, полно ответил на Ваши вопросы.С уважением, Тимур Аббасов, юрист, г. Саратов 31 Августа 2017, 00:35 1 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене. Похожие вопросы 21 Октября 2015, 10:15, вопрос №1013574 26 Июля 2015, 22:49, вопрос №919274 25 Июля 2013, 12:38, вопрос №145926 15 Сентября 2016, 21:57, вопрос №1379009 10 Марта 2016, 10:20, вопрос №1173991 Смотрите также

Нелегкая судьба авторских прав на «образы персонажей» Маугли

Тема авторских прав на персонажей произведений не устает занимать меня.Проблематика использования переработок персонажей как самостоятельных объектов авторского права различными способами и определения их правообладателей является не такой простой, как кажется на первый взгляд, и уже исследовалась мною (см.

). И вот в продолжение темы, в начале июня известное дело по защите прав на персонажей серии аудиовизуальных произведений «Маугли» наконец завершилось после его пересмотра вынесением Постановления СИП ( от 5 июня 2021 г. N С01-531/2016 по делу N А40-133098/2015). Чем мне понравилось это дело?

Немного вводных моментов «Издательство АСТ» (Истец) подало в суд на Издательство «САМОВАР» (Ответчик). Причиной стало то, что Ответчик осуществил издание книги Р.

Киплинга «Маугли», в которой использовались в переработанном виде в качестве оформления (обложки) и иллюстраций персонажи аудиовизуальных произведений «Маугли».

Исключительное право на аудиовизуальные произведения «Маугли» принадлежит Госфильмофонду России как правопреемнику Киностудии «Союзмультфильм».

При этом «Издательство АСТ» (Истец) обладает исключительной сублицензией на использование фильмов киностудии «Союзмультфильм». Согласно выданной лицензии, Истец приобрел право использовать фильмы, в том числе такими способами, как переработка фильмов в произведения изобразительного искусства (рисунки) и использование фильмов в переработанном виде в целях подготовки, издания и распространения книгопечатной продукции.При этом Издательство «САМОВАР» (Ответчик) полагало, что использует иллюстрации персонажей «Маугли» правомерно, так как получило разрешение у наследника художника Винокурова А.В., создавшего образы персонажей спорных аудиовизуальных произведений при работе на кинокомпанию.

В качестве третьего лица по делу был привлечен также правообладатель аудиовизуальных произведений «Маугли» — «Киностудия Союзмультфильм».

Заинтересовало в этом деле меня два момента:1. Проблема разграничения прав автора эскизов на «образ персонажей» и прав правообладателя на сами персонажи как объекты авторского праваПервый вопрос связан тем, что при рассмотрении данного дела «по первому кругу» судом первой и апелляционной инстанции был сделан вывод, что «художник, создавший визуальные образы персонажей аудиовизуального произведения, обладает авторским правом на эти образы как на часть произведения и вправе распоряжаться ими по своему усмотрению».

Данный вывод послужил основанием для отказа в удовлетворении исковых требований «Издательство АСТ».То есть позиция судов заключалась в том, что ответчиком при создании иллюстраций для книги «Маугли» были использованы самостоятельные объекты живописи и графики, созданные Винокуровым А.В., а не аудиовизуальные произведения и не части этих произведений, в том числе персонажи, права на которые принадлежат истцу, и вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Такой вывод суда, представляется весьма сомнительным.

По сути суды признали самостоятельность еще за одним объектом (помимо персонажа) – «образом персонажа» как произведения изобразительного искусства, созданного до начала создания аудиовизуального произведения или в процессе такого создания с целью развития визуального образа персонажей, и наделили его охраной. Безусловно, данный вывод не основан на нормах закона и практике.

Радует, что при повторном рассмотрении дела суд отметил, что созданный художником визуальный образ персонажа аудиовизуального произведения не может быть использован отдельно от использования самого персонажа, не может представлять собой самостоятельный объект авторского права, поскольку «образ персонажа» — это внешний вид действующего лица произведения, который фиксируется художником именно в рисунках, эскизах.

В связи с чем «образ персонажа» и является тем самым персонажем произведения в силу наличия индивидуализирующих его характеристик, выраженных в объективной форме, а именно в рисунках, эскизах ( Суда по интеллектуальным правам от 5 июня 2021 г. N С01-531/2016 по делу N А40-133098/2015).Суд также правильно отметил, что рисунки и эскизы разрабатывались художником именно с целью создания визуального образа персонажа, в связи с чем после воплощения таких рисунков и эскизов в персонаж аудиовизуального произведения, использование самих по себе рисунков и эскизов отдельно от использования персонажа не представляется возможным.В итоге, СИП правильно, на мой взгляд, сделал вывод, что правомерность действий ответчика по использованию персонажей мультипликационного фильма «Маугли», в целях художественного оформления книжной продукции, не подтверждена.2.

Вопрос пределов правомочий исключительного лицензиата при защите исключительного права на произведениеВ данном деле истец и ответчик хотели заключить мировое соглашение по делу. При этом в тексте соглашения стороны определили, что права на «образы персонажей» в рисунках, эскизах, набросках сделанные до съемок мультипликационного фильма, и использованные в фильме «Маугли», принадлежат автору с момента их создания.То есть, по сути, стороны предприняли попытку своим мировым соглашением изменить правовой режим и порядок перехода прав на созданные объекты авторского права, которые установлены законом. Помимо этого, надо иметь в виду, что истцом по делу являлся не сам правообладатель, а исключительный лицензиат.

Суд, рассмотрев условия такого мирового соглашения, пришел к обоснованному выводу, чтоанализ условий представленного сторонами мирового соглашения свидетельствует о том, что утверждение указанного мирового соглашения на предложенных сторонами условиях приведет к нарушению прав и законных интересов правообладателя спорного произведения и будет противоречить законодательству и правоприменительной практике. Во-первых, правообладатель спорного аудиовизуального произведения «Маугли» не являлся стороной мирового соглашения, которое затрагивало его права. Сам истец (лицензиат) вправе использовать результат интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Таким образом, по договору о предоставлении исключительной лицензии лицензиату предоставляются только отдельные виды правомочий по использованию произведений, а часть правомочий сохраняется за правообладателем.Помимо этого, вполне логичным представляется вывод, что закон предусматривает право на судебную защиту за исключительным лицензиатом, но при этом лицензиар (правообладатель) также сохраняет право на защиту.

В такой ситуации возможны случаи конфликта интересов правообладателя и исключительного лицензиата при реализации последним права на судебную защиту (прим. – мнение автора).В данном случае лицензиат при формулировке условий мирового соглашения вышел за рамки предоставленных ему правомочий и изъявил волю распорядиться исключительным правом, предоставляя ответчику права на объекты авторских прав, принадлежащих «Киностудия Союзмультфильм».

В этой связи, по моему мнению, правообладатель абсолютно обоснованно имел право возражать против заключения мирового соглашения на подобных условиях, так как лицензиат в одностороннем порядке (если иное прямо не согласовано сторонами) не имеет возможности определять юридическую судьбу предоставленного ему лицензиаром права на результат интеллектуальной деятельности, что является важнейшим отличием статусов правообладателя и исключительного лицензиата.

Право исключительного лицензиата не является самостоятельным – оно зависимо от исключительного права лицензиара (прим. – мнение автора).Как следует из судебных актов, сторонам по делу неоднократно предлагалось рассмотреть вопрос о возможности заключения трехстороннего соглашения с участием правообладателя спорного произведения, между тем «Издательство АСТ» и «Издательство «Самовар»» таким предложением не воспользовались.

Во-вторых, согласно действующему на момент создания мультфильма закону права на персонажи аудиовизуальных произведений — мультипликационных фильмов, созданных до 3 августа 1992 года, принадлежат предприятию, осуществившему съемку мультфильма, то есть киностудии (или ее правопреемнику). У физических лиц, принимавших участие в создании мультфильмов в указанный период, отсутствуют исключительные права на мультфильмы и их персонажи.

Следовательно, истец и ответчик в мировом соглашении также хотели изменить императивный порядок перехода авторских прав, установленный законом.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

2 thoughts on “Авторские права на персонажа

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+