Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Экологическая экспертиза с 2021 года

Экологическая экспертиза с 2021 года

С 1 января 2021 года сокращается круг объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня

Так, государственная экологическая экспертиза федерального уровня не проводится в отношении проектной документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов. Федеральным законом также: устанавливается, что соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям определяется при выдаче комплексного экологического разрешения в случае, если не требуется утверждение программы повышения экологической эффективности, а также определяется при одобрении проекта программы повышения экологической эффективности; определяются срок подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения и сроки ее рассмотрения (не более 4 месяцев), основания для отказа в выдаче такого разрешения, устанавливаются полномочия Правительства РФ по определению порядка рассмотрения указанных заявок; уточняются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в сфере сельского хозяйства, при мелиорации земель; территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства; при размещении новых населенных пунктов и их развитии. Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс. Дата публикации на сайте: 30.12.2019

Обзор изменений природоохранного законодательства за январь 2021 года

Водопользование.

Водоотведение Установлен порядок ведения Росводресурсами реестра недобросовестных водопользователей Постановление Правительства РФ от 15.01.2021 № 13

«Об утверждении Правил ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

— Реклама — В реестр будет включаться информация о водопользователях, права пользования водными объектами которых были принудительно прекращены вследствие нецелевого использования водного объекта или в связи с использованием водного объекта с нарушением законодательства РФ, а также о победителях аукциона на право заключения договора водопользования, уклонившихся от его заключения.

Реестр ведется в электронном виде и размещается на официальном сайте Росводресурсов в сети Интернет.

Доступ к реестру предоставляется бесплатно.

Водопользователь подлежит включению в реестр в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации о наличии оснований для включения в реестр.

Информация, содержащаяся в реестре, исключается из него по истечении 2 лет с даты включения или по решению суда. Расширены водозаборы подземных вод, которые не оборудуются наблюдательными скважинами Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1829

«О внесении изменения в пункт 8 Правил охраны подземных водных объектов»

Устанавливается, что наблюдательными скважинами для проведения систематических наблюдений за качеством и уровнем подземных вод должны быть оборудованы водозаборы подземных вод на участке недр, предоставленном в пользование, за исключением участка недр местного значения, содержащего подземные воды, а также участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, содержащих подземные воды, объем добычи которых составляет не более 500 куб.

метров в сутки. Ранее не оборудовать наблюдательными скважинами можно было водозаборы с объемом добычи не более 100 куб. метров в сутки. Разъяснена необходимость применения правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду объектами водоотведения Письмо Росприроднадзора от 18.12.2019 N РН-03−02−32/35 663 «О рассмотрении обращения» Правилами проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 891) (далее — Правила) определяется порядок проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду организациями, осуществляющими водоотведение, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты.

Централизованные системы водоотведения на основании Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029

«Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

(далее — Критерии) отнесены к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и относящимся к областям применения наилучших доступных технологий, I и II категорий в зависимости от объема отводимых сточных вод. Таким образом, Правила не применяются в отношении инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду объектов, отнесенных в соответствии с Критериями к объектам III категории и не являющихся централизованными системами водоотведения. Лесопользование и землепользование Усовершенствовано правовое регулирование проведения агролесомелиоративных работ Федеральный закон от 27.12.2019 № 477-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон „О мелиорации земель“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации»

Это вид мелиорации земель направлен на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв с помощью создания мелиоративных защитных лесных насаждений.

Определено, что к нему относится создание лесных насаждений: на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях в целях защиты земель от эрозии; по границам земель сельхозназначения и земельных участков, в целях их защиты от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения; по границам пастбищ в целях предотвращения деградации почв. Правообладатели земельных участков, на которых расположены такие насаждения, обязаны содержать их в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение ими полезных функций, и проводить мероприятия по их сохранению.

Закон вступает в силу с 1 июля 2021 года. Установлены ставки платы за ряд новых лесных ресурсов Постановление Правительства РФ от 06.01.2021 № 3 «О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» В частности, приводятся ставки платы за единицу объема ильма для первого, второго, третьего и четвертого Восточно-Сибирских лесных районов; ставки платы за единицу площади лесного участка, на территории которого осуществляется пантовое оленеводство; ставки платы за предоставление лесного участка, занятого твердолиственными лесами.

Установлены ставки платы за ряд новых лесных ресурсов Постановление Правительства РФ от 06.01.2021 № 3

«О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»

В частности, приводятся ставки платы за единицу объема ильма для первого, второго, третьего и четвертого Восточно-Сибирских лесных районов; ставки платы за единицу площади лесного участка, на территории которого осуществляется пантовое оленеводство; ставки платы за предоставление лесного участка, занятого твердолиственными лесами. Кроме того, отменяются коэффициенты к ставкам платы, подлежавшие применению при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий. Актуализирован порядок подготовки проектной документации по изменению границ лесов в лесопарковых и зеленых зонах Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 № 1755 «Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах» Правилами устанавливаются в том числе:

  1. требования к содержанию проектной документации;
  2. порядок согласования проектной документации с органами местного самоуправления, Рослесхозом.
  3. перечень сведений и документов, подлежащих обязательному включению в состав проектной документации;

Утратившим силу признается Постановление Правительства РФ от 14.12.2009 № 1007 «Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон» с внесенными в него изменениями.

Обращение с отходами Проекты по введению в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке и утилизации отходов, финансируемые «Российским экологическим оператором», получат федеральное субсидирование Постановление Правительства РФ от 20.12.2019 № 1727 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» Такие проекты представляют собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование комплексной системы обращения с отходами, в том числе на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с отходами. Субсидия предоставляется «Российскому экологическому оператору» на основании соглашения с Минприроды России.

Показатель результативности субсидии — привлечение в проекты, в отношении которых компанией осуществлено финансирование за счет субсидии, частных инвестиций (в том числе в виде собственных и заемных средств) в размере не менее 2,46 рубля на 1 рубль предоставленной субсидии. Результатами ее предоставления являются следующие достигнутые показатели: 1) введены в промышленную эксплуатацию мощности по обработке отходов: в 2021 году — 9,22 млн. тонн; в 2021 году — 21,7 млн.

тонн; в 2022 году — 25,55 млн.

тонн; в 2023 году — 29,4 млн.

тонн; в 2024 году — 37,1 млн. тонн; 2) введены в промышленную эксплуатацию мощности по утилизации отходов: в 2021 году — 6,39 млн.

тонн; в 2021 году — 13,9 млн.

тонн; в 2022 году — 16,2 млн. тонн; в 2023 году — 18,5 млн.

тонн; в 2024 году — 23,1 млн. тонн. Минприроды России уполномочено определять состав и сроки размещения информации в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов Постановление Правительства РФ от 20.12.2019 № 1738

«О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»

Из полномочий Министерства исключено утверждение требований к объектам размещения отходов.

Установлен порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1814

«О разработке, утверждении и корректировке федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами»

Федеральная схема включает в себя: сведения об объектах обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО; сведения о планируемых к строительству, реконструкции объектах обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО на территории РФ; схему потоков ТКО; сведения о зонах деятельности региональных операторов по обращению с ТКО. Проект федеральной схемы направляется разработчиком в Минприроды России на согласование. После доработки проект вносится в Правительство РФ и рассматривается на заседании Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления.

Федеральная схема обращения с ТКО утверждается распоряжением Правительства РФ и размещается на официальном сайте Минприроды России для всеобщего и бесплатного доступа. Схема подлежит корректировке по мере необходимости в случае изменения данных о схемах потоков твердых коммунальных отходов, но не реже одного раза в год. Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов в декларации о плате за НВОС, начиная с отчета за 2018 год, осуществляется либо региональным оператором по обращению с ТКО, либо оператором Письмо Минприроды России от 11.12.2019 № 19−50/16 145-ОГ

«О плате за негативное воздействие на окружающую среду»

Минприроды России напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон) плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Аналогичные положения в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов содержатся и в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Данные положения вступили в силу с 1 января 2016 года. При этом в связи с принятием Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО операторами по обращению с ТКО, региональными операторами по обращению с ТКО за 2016 и 2017 годы не исчислялась и не вносилась.

При этом в связи с принятием Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО операторами по обращению с ТКО, региональными операторами по обращению с ТКО за 2016 и 2017 годы не исчислялась и не вносилась. Таким образом, раздел 3.1

«Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов»

декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, начиная с отчетного периода по плате за 2018 год, заполняет либо региональный оператор по обращению с ТКО, либо оператор по обращению с ТКО.

При заполнении декларации о плате данные лица указывают тот объект размещения отходов, на котором непосредственно размещаются отходы.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в бюджеты бюджетной системы РФ по месту нахождения объекта размещения отходов. Водные биоресурсы Земельные участки для осуществления товарного рыбоводства будут предоставляться без проведения торгов Федеральный закон от 27.12.2019 № 502-ФЗ

«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“»

В Земельном кодексе РФ теперь закреплено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае его предоставления лицу, осуществляющему товарное рыбоводство на основании договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, для указанных целей. Договор аренды заключается на срок действия договора пользования рыбоводным участком.

Определено также, что использовать земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения некапитальных строений для осуществления товарного рыбоводства можно на основании разрешений уполномоченного органа без предоставления земельных участков и установления сервитута. Кроме того, Закон о рыболовстве дополнен статьей об особенностях использования земель для целей рыбоводства. В частности, определено, что для данных целей допускается использование, в том числе земель сельхозназначения, занятых водными объектами (обводненными карьерами и прудами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры).

С 1 января 2021 года в случаях, установленных Правительством РФ, любительское рыболовство будет регулироваться органами власти регионов по согласованию с Минсельхозом России Постановление Правительства РФ от 19.12.2019 № 1716

«Об утверждении перечня случаев регулирования любительского рыболовства нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации»

К таким случаям относятся: угроза возникновения наступления ЧС природного характера; фактическое изменение сроков нереста и периодов размножения водных биоресурсов, на основании которых правилами любительского рыболовства установлены ограничения любительского рыболовства; изменение гидрохимических показателей и/или гидрологических характеристик водного объекта рыбохозяйственного значения, создающее угрозу сохранению водных биоресурсов, а также жизни и здоровью людей. Распределены квоты вылова водных биоресурсов в Чудском, Теплом и Псковском озерах, предоставленных России в районах действия международных договоров на 2021 год Приказ Росрыболовства от 13.12.2019 № 684

«О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в Чудском, Теплом и Псковском озерах, предоставленных Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2021 год»

Определены квоты для промышленного и прибрежного рыболовства, а также рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях для сига, ряпушки, корюшки, леща, судака и др. Утверждена методология оценки запасов водных ресурсов в натуральном и стоимостном измерениях Приказ Минприроды России от 23.12.2019 № 876

«Об утверждении официальной статистической Методологии оценки запасов водных ресурсов в натуральном и стоимостном измерениях и их изменений за год»

Оценка запасов включает в себя информацию о запасах поверхностных вод и запасах подземных вод в натуральном измерении и в стоимостном измерении на конец отчетного года, а также информацию об их изменении за год, в том числе по видам изменений.

Оценке подлежат запасы, которые находятся в пределах водных объектов, находящихся в собственности РФ, доступные для использования, исходя из существующих условий (технологий, научных знаний, экономической инфраструктуры, имеющихся ресурсов и цен). Определен порядок организации рыболовства российскими пользователями в Атлантическом океане, в районах регулирования НЕАФК и НАФО в 2021 году Распоряжение Росрыболовства от 13.12.2019 № 98-р

«Об организации рыболовства российскими пользователями в районах регулирования Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК) и Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО) в 2021 году»

Речь идет о рыболовстве пикши, тупорылого макруруса, желтохвостой камбалы.

Североморскому территориальному управлению Росрыболовства поручено разместить на своем сайте объявления:

  1. о начале приема заявлений на оформление и выдачу разрешений российским пользователям для осуществления такого промышленного рыболовства в 2021 году.
  2. о подготовке и заключении на 2021 год договоров пользования водными биоресурсами в целях промышленного рыболовства в районах действия международных договоров;

Атмосферный воздух Установлены требования к перечню мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха в городах — участниках эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1792 «Об утверждении требований к перечню компенсационных мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха на каждой территории эксперимента по квотированию выбросов на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха» Постановление определяет требования к утверждаемому органами исполнительной власти субъектов РФ перечню компенсационных мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита, при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

Устанавливается круг задач, на решение которых должны быть направлены мероприятия, включаемые в перечень.

Установлен порядок функционирования государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городах — участниках эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1806

«О создании и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита»

В информационную систему подлежит включению информация мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. Пользователями информационной системы являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане.

Доступ пользователей к информации обеспечивается посредством использования ЕСИА. Утверждены методические рекомендации по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха Приказ Минприроды России от 22.11.2019 № 794

«Об утверждении методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха»

(Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 № 56 958). Фон определяется по выборке данных из однородных рядов наблюдений на пунктах наблюдений за пятилетний период.

Первичной информацией для определения фона являются результаты измерений разовых (за 20−30 минут) концентраций загрязняющих веществ. Общий объем выборки из ряда разовых концентраций при непрерывных наблюдениях составляет не менее 14 000 значений, при дискретных наблюдениях составляет не менее 800 значений. Значение фона также определяется для населенных пунктов, где наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха выполняются в течение 5 лет ежегодно в разных пунктах наблюдений по сокращенной программе и количество используемых данных наблюдений за год составляет более 200 значений.

Установлен порядок расчета величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от совокупности передвижных источников, движущихся по автодорогам Приказ Минприроды России от 27.11.2019 № 804

«Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха»

. (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 № 56 957) В качестве исходных данных для расчета максимальных разовых и валовых (годовых) выбросов от транспортных средств используются результаты натурных обследований состава по типам транспортных средств и интенсивности движения автотранспортных потоков с учетом категории автодорог и типов транспортных средств. Для проектируемых автодорог используются данные о структуре и интенсивности движения транспортных средств в соответствии с проектной документацией.

Приводятся рекомендации по организации и проведению натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков; расчету выбросов автотранспортных средств; определению валовых (годовых) выбросов от автотранспортных потоков. С 27 июня 2021 года вводятся требования к мероприятиям по уменьшению выбросов в период неблагоприятных погодных явлений Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811

«Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий»

. (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56 960) Устанавливается, что хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

Также приводится рекомендуемый перечень мероприятий по уменьшению выбросов. Определен порядок расчета загрязнения атмосферного воздуха в целях охраны атмосферного воздуха Приказ Минприроды России от 29.11.2019 № 813 «Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию».
Определен порядок расчета загрязнения атмосферного воздуха в целях охраны атмосферного воздуха Приказ Минприроды России от 29.11.2019 № 813

«Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию»

. (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 № 56 955) Установлены в числе прочего: порядок сбора информации, необходимой для проведения сводных расчетов; порядок организации работ по проведению сводных расчетов; требования к содержанию общегородского банка данных о выбросах; порядок расчета концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; рекомендации по присвоению кодов участкам автодорог и другим объектам города.

Утверждены правила установления квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Приказ Минприроды России от 29.11.2019 № 814

«Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух»

(Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 № 56 956). Установлены: приоритеты при определении допустимых вкладов в концентрацию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; порядок определения контрольных точек для квотирования выбросов; механизм расчета допустимых вкладов в концентрацию в точках квотирования; порядок установления квот выбросов. Плата за НВОС С 1 января 2021 года изменяется порядок внесения квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду Федеральный закон от 27.12.2019 № 450-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Устанавливается, что лица, обязанные вносить плату за НВОС, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида НВОС, за которое взимается плата:

  1. в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. в размере ¼ суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых сбросов (выбросов), временно разрешенных сбросов (выбросов), лимитов на размещение отходов;
  3. в размере ¼ суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за прошлый год;

Выбранный способ определения квартального авансового платежа указывается лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за НВОС.

Федеральным законом также вводится новый вид утилизации — «энергетическая утилизация», под которой понимается использование ТКО в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах переработки. Кроме того, устанавливается, что средства, полученные за счет взимания экологического сбора, используются исключительно для утилизации отходов от использования товаров. С 1 января 2021 года изменяется формула исчисления платы при превышении лимитов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 № 1904 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г.

№ 255» Формула подлежит применению при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории.

Кроме того:

  1. уточняется порядок расчета платы за НВОС в пределах разрешений;
  2. определяется порядок расчета размера платы за НВОС при отсутствии разрешений или непредставлении отчетности;
  3. устанавливается формула расчета платы за размещение ТКО лицом, обязанным вносить такую плату;
  4. устанавливаются особенности расчета размера платы за НВОС для лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, а также для лиц, осуществляющих деятельность на объектах II категории;
  5. корректируется порядок расчета размера платы при превышении установленных лимитов;
  6. устанавливается порядок учета затрат на осуществление мероприятий по снижению НВОС при расчете размера платы при сбросах загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов.

На 2021 год установлены ставки платы за НВОС и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух Постановление Правительства РФ от 24.01.2021 № 39 «О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» В 2021 году применяются:

  1. ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,08;
  2. ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, составляющая 61 рубль за тонну.

Постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2021 года.

Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов в декларации о плате за НВОС, начиная с отчета за 2018 год, осуществляется либо региональным оператором по обращению с ТКО, либо оператором Письмо Минприроды России от 11.12.2019 № 19−50/16 145-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» Минприроды России напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон) плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов в декларации о плате за НВОС, начиная с отчета за 2018 год, осуществляется либо региональным оператором по обращению с ТКО, либо оператором Письмо Минприроды России от 11.12.2019 № 19−50/16 145-ОГ

«О плате за негативное воздействие на окружающую среду»

Минприроды России напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон) плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Аналогичные положения в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов содержатся и в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Данные положения вступили в силу с 1 января 2016 года.

При этом в связи с принятием Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО операторами по обращению с ТКО, региональными операторами по обращению с ТКО за 2016 и 2017 годы не исчислялась и не вносилась. Таким образом, раздел 3.1

«Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов»

декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, начиная с отчетного периода по плате за 2018 год, заполняет либо региональный оператор по обращению с ТКО, либо оператор по обращению с ТКО. При заполнении декларации о плате данные лица указывают тот объект размещения отходов, на котором непосредственно размещаются отходы.

Рекомендуем прочесть:  Оскорбление родителей и личности

Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в бюджеты бюджетной системы РФ по месту нахождения объекта размещения отходов. Срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год истекает 1 марта 2021 г.; срок подачи декларации о плате — 10 марта 2021 г. Информация Минприроды России

«О плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год»

При исчислении платы необходимо пользоваться новой редакцией Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в редакции от 27.12.2019).

За отчетный период 2021 г. к ставкам платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов (за исключением ставки платы за размещение ТКО IV класса опасности (малоопасные)), применяется дополнительный коэффициент 1,04. Уплата платежей производится по реквизитам территориальных органов Росприроднадзора, на территории которых расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, плательщика.

Ущерб, экспертиза, охрана окружающей среды С 1 января 2021 года сокращается круг объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня Федеральный закон от 27.12.2019 № 453-ФЗ

«О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе»

и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» Так, например, государственная экологическая экспертиза федерального уровня не проводится в отношении проектной документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов. Федеральным законом также:

  1. определяются срок подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения и сроки ее рассмотрения, основания для отказа в выдаче такого разрешения, устанавливаются полномочия Правительства РФ по определению порядка рассмотрения указанных заявок;
  2. уточняются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности.
  3. устанавливается, что соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям определяется при выдаче комплексного экологического разрешения в случае, если не требуется утверждение программы повышения экологической эффективности, а также определяется при одобрении проекта программы повышения экологической эффективности;

Определены случаи, когда организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляет Минприроды России Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1834 «О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Устанавливается, что Минприроды России проводит выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, а также осуществляет организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случаях выявления и оценки объектов накопленного вреда на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне РФ, а также на земельных участках, находящихся в собственности РФ.

Решение о целесообразности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение принимается владельцами объектов III категории НВОС самостоятельно Письмо Минприроды России от 13.12.2019 № 12−47/31 433

«О действии разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды»

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды, предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от их категории.

Для объектов III категории Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрен расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Для объектов III категории Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрен расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются временно разрешенные выбросы, сбросы. С 1 января 2021 года отдельной процедуры утверждения нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов III категории, а также необходимости получения данными объектами утвержденных уполномоченными органами государственной власти соответствующих разрешений и документов законодательством РФ не предусмотрено.

При этом вступившие в силу с 1 января 2021 года изменения законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды не предусматривают отмены действия полученной ранее в установленном порядке разрешительной документации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах III категории.

Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрено применения к лицам, осуществляющим деятельность на объектах НВОС III категории, мер ответственности за превышение нормативов, установленных соответствующими разрешениями, после 1 января 2021 года. Таким образом, решение о целесообразности соблюдения условий указанных разрешений и документов может быть принято хозяйствующими субъектами самостоятельно. Евгений Жаров, Zharov Group ИСТОЧНИК

  1. ТЕГИ

Предыдущая статьяСледующая статья Редакция — Реклама — Еще 10.08.2021 06.08.2021 06.08.2021 04.08.2021 31.07.2021 — Реклама — О сайтеnews.ecoindustry.ru — актуальная и своевременная информация для экологов промышленных предприятий.Свяжитесь с нами: Мы в соцсетях © 2017-2021

Депутаты хотят ограничить оценку рисков опасного строительства

Газета «Коммерсантъ» от 15.06.2020, стр.

1 Как стало известно “Ъ”, депутаты Госдумы предлагают полностью отменить государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) при строительстве наиболее опасных объектов — например, мусоросжигательных заводов. Такую норму “Ъ” обнаружил в пакете поправок, подготовленных ко второму чтению законопроекта на другую тему. Опрошенные “Ъ” эксперты опасаются рисков

«возникновения техногенных ЧС и значительного ущерба природным ресурсам и населению»

.

В свою очередь, бизнес заявляет, что проекты опасных объектов все равно будут проходить проверку на соответствие экологическим требованиям Главгосэкспертизой при Минстрое, а отмена ГЭЭ существенно ускорит процесс согласования и сроки сдачи строек. В распоряжении “Ъ” оказался документ, подготовленный комитетом по транспорту и строительству Госдумы ко второму чтению законопроекта, призванного ускорить приоритетные стройки ОАО РЖД. Напомним, тот законопроект предполагает наделить президента РФ полномочиями отменять различные нормативы при строительстве наиболее важных железнодорожных объектов.

Он был принят в конце декабря 2021 года, позже Совет по кодификации гражданского законодательства счел такой подход «концептуально непригодным» (). Тем не менее депутаты решили пойти еще дальше: как обнаружил “Ъ”, ко второму чтению профильный комитет предложил изменить закон «Об экологической экспертизе».Неизвестные авторы поправок считают необходимым полностью отменить обязательную ГЭЭ проектной документации строительства объектов первой категории. Именно они дают наибольший вклад в загрязнение окружающей среды.

Кроме того, депутаты предлагают отказаться от ГЭЭ при строительстве всех объектов обращения с отходами — в частности, мусоросжигательных заводов, предприятий по утилизации и обезвреживанию мусора, а также проектов рекультивации свалок. Также госэкспертизу не нужно будет проходить практически всем стройкам на особо охраняемых природных территориях.

Законопроект был 1 июня направлен для отзыва в государственно-правовое управление президента РФ. Сопроводительное письмо подписано главой комитета по транспорту и строительству Евгением Москвичевым. Он на звонки “Ъ” не ответил. Зампред комитета Виталий Ефимов заявил “Ъ”, что не видел этого документа.

Росприроднадзор (отвечает за ГЭЭ) перенаправил “Ъ” в Минприроды, там на запрос не ответили. Отмену ГЭЭ наверняка одобрит бизнес, причем не только те недобросовестные компании, проекты которых никогда не пройдут экологическую экспертизу, говорит генеральный директор Юридического центра промышленной экологии Дмитрий Мишуков.Даже ответственных участников рынка не устраивают бюрократия, сложность и длительность существующей процедуры, указывает он.

Стоимость прохождения ГЭЭ, включая подготовку всех документов и проведение расчетов, зависит от конкретного объекта, но в среднем обходится в несколько миллионов рублей. Кроме того, прохождение экспертизы отодвигает сроки сдачи объекта примерно на семь-восемь месяцев.

«Сейчас в рамках подготовки к ГЭЭ необходимо проходить процедуру оценки воздействия на окружающую среду и общественные слушания,— говорит господин Мишуков.— После положительного заключения ГЭЭ документация проверяется в Главгосэкспертизе при Минстрое.

А если там нашлись замечания, то компании придется проходить все стадии заново. Это отодвигает проект еще минимум на год».

«Общественные слушания — достаточно непростая процедура, которая иногда затягивает реализацию проектов и не всегда объективно оценивает реальное воздействие на экологию,— признает старший менеджер группы по предоставлению услуг в области устойчивого развития Deloitte Мария Спиридонова.— Но отмена этих положений может лишить экспертов и общественность возможности высказать свое мнение при строительстве ряда опасных объектов»

. В «Гринписе России» подчеркивают, что сейчас именно благодаря ГЭЭ граждане и общественные организации получают достоверную информацию о проектной документации строительства и могут самостоятельно проводить «общественную экспертизу». Экологи предупреждают, что отмена ГЭЭ для тех же «мусорных» объектов «может повлечь за собой еще более серьезные нарушения экологических прав граждан и, соответственно, еще более массовые протестные выступления».Отказ от ГЭЭ повысит риски возникновения техногенных ЧС и причинения значительного ущерба природным ресурсам и населению, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

«Но в случае подтверждения факта, например, загрязнения земли или водоемов ответственность с компании снята не будет»

,— подчеркивает он. Партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко напоминает, что экологическое законодательство направлено на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Исключение механизма предупреждения негативных воздействий не только нарушает права граждан, но и прямо противоречит Конституции, говорит юрист.

В Российской ассоциации производителей удобрений заявили “Ъ”, что принятие поправок позволит бизнесу

«существенным образом сократить сроки согласования проектной документации для большинства объектов строительства»

. В ассоциации заверяют, что ослабления природоохранных требований не произойдет, поскольку экологическую оценку объектов параллельно проводят и специалисты Главгосэкспертизы. Те же аргументы и у «РТ-Инвеста» («дочка» «Ростеха», строит мусоросжигательные заводы в Подмосковье и Татарстане, недавно заявила о планах построить еще 25 таких предприятий).

«Вне зависимости от принятия поправок проекты заводов энергетической утилизации будут проходить все необходимые экспертизы, включая анализ параметров воздействия на окружающую среду»

,— заверяют в компании.

«В случае принятия законопроекта в России вообще не останется никакого реального механизма оценки предполагаемой хозяйственной деятельности с точки зрения ее экологической безопасности»

,— возмущается эксперт «Гринписа России» Михаил Крейндлин. Он признает, что Главгосэкспертиза проверяет проектную документацию на соответствие ГОСТам и техническим нормативам и даже может изучить материалы компании-заказчика об оценке воздействия на окружающую среду.

«Но в отличие от нее государственная экологическая экспертиза сейчас анализирует весь проект полностью,— говорит он.— И они могут найти расхождения с данными компании-заказчика»

.

«У сотрудников Главгосэкспертизы нет необходимой специализации»

,— категорично заявила “Ъ” ведущий научный сотрудник Института географии РАН Юлия Бабина, которая несколько лет входила в экспертные комиссии ГЭЭ.

Собеседник “Ъ” в крупной промышленной компании не исключает, что авторы поправок хотят повысить значимость Главгосэкспертизы, а через нее — Минстроя, и называет ситуацию «переделом рынка». По мнению нескольких собеседников “Ъ”, отмена государственной экологической экспертизы может лоббироваться отдельными высокопоставленными чиновниками, которые связаны со строительным блоком.

Отметим, предложение проводить экологическую экспертизу именно в рамках Главгосэкспертизы «для ускорения процедур строительства» содержится и в антикризисном плане правительства.

Там указано, что соответствующий законопроект должен быть принят в июле. Анна Васильева, Ольга Мордюшенко, Полина Смертина

  1. подписка подписка
  2. подписка подписка
  3. подписка подписка
  1. подписка подписка

Рассылка «Выбор редакции «Ъ»» на

Госдума отменяет экологическую госэкспертизу – что нас ждёт?

26 июня «Признание проблемы – половина успеха в её разрешении» – Зигмунд Фрейд.В Комитете по транспорту и строительству Государственной Думы готовится к принятию законопроект об отмене государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).Что же это означает? Государственная экологическая экспертиза – это основная возможность для граждан узнавать об инфраструктурных планах и влиять на решения бизнеса и власти по строительству опасных объектов.

Отмена экологической экспертизы означает, что в скором времени без предварительной экологической оценки и общественных слушаний в национальных парках возможно начнут строить отели и гостиницы, в природных заказниках — вырастут нефтяные вышки, а рядом с вашим домом химзавод или свалка.Все мы помним массовые протесты против свалок, дорог, промышленных предприятий.

Мы не агитируем за протесты, мы за «диалог на равных».Если экологическую экспертизу отменят, то не будет в должной мере обеспечена экологическая безопасность объектов, которые имеют бОльшее негативное воздействие на окружающую среду. «Шиес» в Архангельской области, вырубка лесов в Красноярском крае, предполагаемые поджоги леса чиновниками в Иркутской области, Норильский … (ну вы поняли). И это только то, что «у всех на слуху».9-ая статья законопроекта даст возможность исключать участки из особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального и местного значения для строительства Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

Не хочется комментировать друзей и соседей, но и отдавать свой лес и уголь мы не спешим. Также, это не соответствует Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» и прямо противоречит Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (статья 58).Законопроект даже не обсуждают с обществом, представителями науки и специалистами. Он не рассматривался и Комитетом по экологии и охране окружающей среды ГД.

А его окончательное принятие планируется в июле 2021 года.

Стоит отметить, что Greenpeace России и WWF создали совместную петицию до 30 июня за сохранение экологической экспертизы.А что думаете вы по этому поводу? Слышали ли вы об этом законопроекте?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+