Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Как рассчитать среднесписочная численность работников для исчисления квоты для инвалидов

Как рассчитать среднесписочная численность работников для исчисления квоты для инвалидов

Как рассчитать среднесписочная численность работников для исчисления квоты для инвалидов

Трудоустройство инвалидов в 2021 году: квотирование, взносы и штрафы

Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

06.08.2019 подписывайтесь на наш канал

Квоты для трудоустройства инвалидов – это одна из мер поддержки такой категории работников со стороны государства, осуществляемая за счет работодателя. Квотой называется минимальное количество рабочих мест, созданных или зарезервированных на предприятии, для работников, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма.

Квоты устанавливаются субъектами РФ. Региональные же власти устанавливают и особенности квотирования рабочих мест для инвалидов, а также возлагают на работодателей дополнительные обязанности.

Например, московские компании обязаны встать на учет в центре занятости населения. Сделать это необходимо в течение 30 дней со дня государственной регистрации (постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП). При этом региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством.

Так, для работодателей с численностью работников свыше 100 человек квота для приема на работу инвалидов может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Для работодателей с численностью работников не менее 35 человек и не более 100 человек квота не может превышать 3% среднесписочной численности работников (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»).

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

  • Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Неисполнение данной обязанности повлечет штраф.
  • Региональные квоты не должны превышать предельные размеры квот, установленных в соответствии с федеральным законодательством.
  • Чтобы закрыть квоту, нужно организовать специальное рабочее место и заключить с инвалидом трудовой договор.
  • Минтруд России подготовил законопроект, который даст работодателям возможность не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов. Главная идея документа – предоставление работодателям права внести компенсационную выплату в специально организованный фонд содействия трудоустройству инвалидов вместо их реального трудоустройства.
  • Для определения конкретного размера квоты работодателю следует обратиться к закону субъекта РФ, на территории которого осуществляет деятельность компания.
  • Квоты рабочих мест для инвалидов устанавливаются субъектами РФ.

Среднесписочная численность для квоты рассчитывается без участия работников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Для определения конкретного размера квоты работодателю следует обратиться к закону субъекта РФ, на территории которого осуществляет деятельность компания. Так, московская компания с числом сотрудников более 100 человек обязана выделить для трудоустройства инвалидов 2% рабочих мест (Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90). В Московской области квотируется 1% от общего количества рабочих мест при их численности от 35 до 100 и 2% при общем числе рабочих мест более 100 (Закон Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации могут не соблюдать установленную для приема инвалидов квоту (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ). В настоящее время, чтобы закрыть квоту, нужно организовать специальное рабочее место и заключить с инвалидом трудовой договор.

Кроме того, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

При заключении трудового договора с лицом, для которого было выделено и организовано рабочее место, квота считается исполненной (пп. 1 п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90, п. 2 ст. 5 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ, п. 1 ст. 2.1 Закона Псковской области от 07.11.2012 № 1212-ОЗ).

1 ст. 2.1 Закона Псковской области от 07.11.2012 № 1212-ОЗ). Выделение рабочего места для инвалида предполагает создание и техническое оснащение специального места для нормальной работы инвалида. Для этого с учетом физических показателей инвалида работодатель оснащает рабочее место специальным оборудованием, а также обеспечивает доступ такого работника в необходимые помещения (ст.

25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Оборудование рабочего места производится в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н и санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09. Перечисленные нормативные акты предполагают, что каждое рабочее место для инвалида будет оснащено с учетом его индивидуальных потребностей, выполняемых трудовых функций, ограничений здоровья.

Также работодатель может оказать работнику с ограниченными возможностями помощь в организации труда в рамках дистанционной работы или работы на дому. При этом перечня конкретных мероприятий, которые можно осуществить в ходе такой помощи, закон не определяет. С точки зрения буквального прочтения закона прием в организацию инвалида, работающего на дому, не является исполнением квоты на трудоустройство инвалида.

Это связано с отсутствием в законе четкой трактовки понятий: «создание» и «выделение» рабочего места.

Создание рабочего места – это его формирование посредством установки специального оборудования, необходимого для осуществления работником трудовой функции.

А выделение рабочего места – это указание его в виде вакансии в штатном расписании. При этом закон не дает работодателю права оборудовать рабочее место у сотрудника на дому. Предполагается, что рабочее место будет располагаться именно на территории работодателя.

Следовательно, заключение трудового договора о дистанционной работе или работе на дому в счет установленной для инвалидов квоты грозит работодателю штрафами за несоблюдение квот. В мае 2021 года Минтруд России , который даст работодателям возможность не соблюдать квоты на трудоустройство инвалидов.

Главная идея документа – предоставление работодателям права внести компенсационную выплату в специально организованный фонд содействия трудоустройству инвалидов вместо их реального трудоустройства.

Таким образом, у организации, которая в силу специфики своей деятельности или по другим причинам не может принять на работу инвалида, появится дополнительная форма исполнения квоты. Платеж в фонд будет ежемесячным. Деньги фонда будут расходоваться только в определенных направлениях.

Планируется установить ежегодный мониторинг проведения эксперимента и по его итогам распространить новый порядок заполнения квот на прием на работу инвалидов на всю страну. Начать реализацию эксперимента планируется в следующих регионах: Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская, Тверская области.

Одновременно Минтруд России собирается ужесточить административную ответственность за неисполнение обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Штрафовать станут и за необоснованный отказ инвалиду в трудоустройстве.

Работодатели обязаны информировать службу занятости о вакантных должностях, созданных для трудоустройства инвалидов. Неисполнение данной обязанности повлечет ответственность по ч.

1 ст. 5.27 КоАП РФ. Штрафы взимаются в следующих размерах:

  1. от 30 000 до 50 000 рублей – для юридических лиц.
  2. от 1 000 до 5 000 рублей – для должностных лиц и ИП;

Также работодатели несут ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление в органы службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Штрафы по этой статье назначаются в размерах:

  1. от 300 до 500 рублей – для должностных лиц;
  2. от 3 000 до 5 000 рублей – для организаций.

Такие же штрафы назначаются за непредставление в органы службы занятости информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.

Темы: , , Рубрика: Поделиться с друзьями: Подписаться на комментарии Отправить на почту Печать Сокращение штата Были ли сокращения в вашей компании с начала 2021 года? Да, штат сокращали. Нет, в нашей компании сокращений не было.

В нашей фирме выросла штатная численность сотрудников. 29.06.2020-31.08.2021 — 28.07.2020-08.09.2021 — 1C:Лекторий: 26 августа 2021 года (среда) — 1C:Лекторий: 27 августа 2021 года (начало в 12.00) — Обучение пользователей продуктов 1С Другие сайты 1С

Кадровый портал, среднесписочная численность расчета квоты инвалидам

07:32, 11 февраля 2021 Автор: Содержание Согласно статьи 21 Федерального закона Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ (в ред. от 24.07.2009 N 213-ФЗ), организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).В данной статье мы рассмотрим особенности законодательства в области обеспечения занятости инвалидов в Самарской области.Согласно ст.

3 п. 1 Закона Самарской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов» от 26.12.2003г. №125-ГД «Квота устанавливается организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, расположенной на территории Самарской области, численность работников которой составляет более 100 человек».

№125-ГД

«Квота устанавливается организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, расположенной на территории Самарской области, численность работников которой составляет более 100 человек»

.

В соответствии со ст. 4 п.1 того же закона, квота устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.Требования по созданию рабочих мест для инвалидов.Организации, численность которых превышает 100 человек, обязаны предоставить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Другими словами, работодатель обязан создать места для инвалидов.Если в Вашей организации нет подходящих вакансий или выполнение обязанностей работниками в фирме предусматривает определенные требования к здоровью, к наличию соответствующих документов или имеет какие-то другие ограничения, Вы обязаны создать иные должности для инвалидов.

Это может быть любая должность – сторож, помощник бухгалтера и т.п.

Ваше право определить для каких категорий инвалидов Вы можете создать рабочие места.Далее Вы обязаны сообщить об имеющихся вакансиях для инвалидов, с указанием требований к категории инвалида, в службу занятости населения. Функции уполномоченного органа исполнительной власти Самарской области в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов у нас возложены именно на ГУ Центр занятости населения городского округаКак рассчитать квоту.Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем ежемесячно, исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц.

Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистики.При расчете среднесписочной численности не учитываются работники, находящиеся в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком.При расчете числа рабочих мест в счет установленной квоты округление дробного числа производится в сторону увеличения до целого значения.Пример расчета квоты В организации среднесписочная численность на октябрь 2010 г.

составляет 130 человек. В этом случае, 2% — 2,6. Получается, что в данной организации должно быть создано 3 рабочих места для инвалидов.Ответственность работодателя за несоблюдение норм законодательства в области обеспечения занятости инвалидов.Законом Самарской области Об административных правонарушениях на территории Самарской области принятым 23.10.2007г. (в ред. от 09.11.2010 N 126-ГД) статьей 2.23 закреплена ответственность работодателя, а именно

«Неисполнение организацией обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей»

.Несмотря на то, что существует и федеральное законодательство.

При этом особенности для каждого региона будут в том, какое количество работников в компании должно быть для обязательности применения квоты. Существуют и нормы, которые освобождают работодателя от квотирования.

Это те организации, которые созданы за счет средств людей с инвалидностью.

Отличаться по регионам будут и размеры квот. Все зависит от того, сколько рабочих мест вообще есть в пределах конкретной местности. Основные понятия Квота Это понятие раскрывается в качестве части от рабочих мест, которую предназначают для отдельной категории граждан.Скачать для просмотра и печати: Закон РФ от 19 апреля 1991 г.
Основные понятия Квота Это понятие раскрывается в качестве части от рабочих мест, которую предназначают для отдельной категории граждан.Скачать для просмотра и печати: Закон РФ от 19 апреля 1991 г.

N 1032-1 О занятости населени в РФ Полномочия регионов Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка.

При этом нормы резервирования могут быть:

  1. увеличены.
  2. исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;

Скачать для просмотра и печати: Статья 20.В тексте документа стоит указать такие моменты:

  • Название приказа и на основании какого законодательного документа принимается решение о квотировании.
  • Приказ должен содержать указания для создания рабочего места и сопутствующих для работы условий труда.
  • Название предприятия, номер приказа и дату его регистрации.
  • В конце размещают данные о генеральном директоре и о том, кто будет его исполнять.

    Обязательно указание даты и подписи.

Фото: образец приказа о создании квотируемого рабочего места для инвалида Ответственность работодателей Штрафов и наказаний для работодателей за невыполнение квоты по подобным работникам нет.Скачать для просмотра и печати: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г.

N 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в РФ Общее понятие квотирования Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  1. необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.
  2. обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.
  3. приема на них тружеников льготных категорий;
  4. специальными условиями;
  5. выделения в штате вакансий;

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  1. отрасли промышленности и иного.
  2. норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  3. условий труда;

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации. Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.N 181-ФЗ Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  1. вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  2. стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.
  3. созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09.

Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  1. Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
  2. Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;

Скачать для просмотра и печати: Закон Камчатского края от 11 июня 2009 г.Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).

  1. Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

    Изучение законодательных норм Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели.

    Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

  2. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника.

    Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

  3. Оформление учета в органах занятости.
  4. Создание и утверждение локальных документов.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником.

В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры.Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка): Должность Количество (чел.) Директор 1 Главный бухгалтер 1 Бухгалтер 3 Менеджер 3 Рабочий 30 Всего 38 Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными.

Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи.

Громова представила в виде таблицы: Числа месяца Списочная численность Не включаются в среднесписочную численность Учитываются в среднесписочной численности Числа месяца Списочная численность Не включаются в среднесписочную численность Учитываются в среднесписочной численности 1 127 1 126 16 126 1 125 2 127 1 126 17 126 1 125 3 127 1 126 18 (сб) 127 1 126 4 (сб) 127 1 126 19 (вс) 127 1 126 5 (вс) 127 1 126 20 127 1 126 6 127 1 126 21 127 1 126 7 127 1 126 22 126 1 125 8 127 1 126 23 126 1 125 9 127 1 126 24 126 1 125 10 127 1 126 25 (сб) 126 1 125 11 (сб) 126 1 125 26 (вс) 126 1 125 12 (вс) 126 1 125 27 126 1 125 13 126 1 125 28 129 1 128 14 126 1 125 29 129 1 128 15 126 1 125 30 129 1 128 31 129 1 128 Итого: 3901 Далее Громова определила численность сотрудников списочного состава за все дни января 2014 г., подлежащих включению в среднесписочную численность, – 3901 человек.Административная ответственность За несоздание (невыделение) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой или неправомерный отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты должностное лицо организации (например, руководитель) может быть привлечено к административной ответственности (ч.
Громова представила в виде таблицы: Числа месяца Списочная численность Не включаются в среднесписочную численность Учитываются в среднесписочной численности Числа месяца Списочная численность Не включаются в среднесписочную численность Учитываются в среднесписочной численности 1 127 1 126 16 126 1 125 2 127 1 126 17 126 1 125 3 127 1 126 18 (сб) 127 1 126 4 (сб) 127 1 126 19 (вс) 127 1 126 5 (вс) 127 1 126 20 127 1 126 6 127 1 126 21 127 1 126 7 127 1 126 22 126 1 125 8 127 1 126 23 126 1 125 9 127 1 126 24 126 1 125 10 127 1 126 25 (сб) 126 1 125 11 (сб) 126 1 125 26 (вс) 126 1 125 12 (вс) 126 1 125 27 126 1 125 13 126 1 125 28 129 1 128 14 126 1 125 29 129 1 128 15 126 1 125 30 129 1 128 31 129 1 128 Итого: 3901 Далее Громова определила численность сотрудников списочного состава за все дни января 2014 г., подлежащих включению в среднесписочную численность, – 3901 человек.Административная ответственность За несоздание (невыделение) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой или неправомерный отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты должностное лицо организации (например, руководитель) может быть привлечено к административной ответственности (ч.

1 ст. 5.42 КоАП РФ, постановление Верховного суда РФ от 9 ноября 2011 г.

№ 49-АД11-4). Поскольку квотирование рабочих мест относится к вопросам, выходящим за рамки федерального значения, то административная ответственность может быть установлена не только на федеральном, но и на региональном уровне.В организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению.

По закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации. Только вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет. Но его организация не может предложить увольняемым, если только тот не является инвалидом.До 2013 года работодателям вменялось лишь создание трудовых мест в соответствии с квотой.

С изменением законодательства их обязанности увеличились.

Теперь организация должна принимать у себя локально-нормативные акты, в которых содержаться сведения о рабочих местах.В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование , утвержденной приказом Комитета общественных связей города Москвы от 8 июня 2005 г.

№ 137 . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в пункте 2.9 Положения, утвержденного постановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП .Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.Нормативную базу для квотирования рабочих мест устанавливают два Закона: прежде всего, Закон «О занятости населения в Российской Федерации» , а также Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .

В соответствии со ст. 13 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. К сожалению, все затраты на организацию рабочих мест для данной категории работников ложатся на плечи работодателей.

Более того, в соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 11.05.2011 N 92-Г11-1 квотирование не распространяется на государственную службу.Если в отношении руководителя организации осуществляется возбуждение дела об административном правонарушении, органы государственного контроля обязаны известить директора заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием средств факсимильной связи либо или по электронной почте о наличии события административного правонарушения, дате и месте составления протокола об административном правонарушении. Руководитель организации может дать свои объяснения по поводу составляемого протокола в письменном виде.

Обратите внимание, что протокол должен быть представлен на подпись руководителю организации, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении. Если же руководитель отказывается подписать протокол, то в документ вносится соответствующая запись.Согласно статьи 21 Федерального закона Российской Федерации

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

от 24.11.1995г. №181-ФЗ (в ред. от 24.07.2009 N 213-ФЗ), организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).Далее Вы обязаны сообщить об имеющихся вакансиях для инвалидов, с указанием требований к категории инвалида, в службу занятости населения.

Функции уполномоченного органа исполнительной власти Самарской области в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов у нас возложены именно на ГУ Центр занятости населения городского округаЧто происходит на практике То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство. Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).Согласно п. 78 Указаний среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е.

с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора. Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу.Как следует из части первой ст.

21 Закона N 181-ФЗ и ст. 1 Закона N 1065-ОЗ, для решения вопроса об установлении организации-работодателю квоты для приема на работу инвалидов и размера квоты в процентах используется понятие «численность» работников. В приведенном Вами примере у работодателя трудится более 300 человек, что более 100, поэтому работодатель в любом случае обязан установить квоту для приема на работу инвалидов.Еще одним законом, гарантирующим право инвалида на трудоустройство, можно назвать Закон № 1032-1 от 19.04.91 г. Но минимальный размер квоты с учетом конкретных особенностей территории проживания устанавливается только региональными властями.

Так, согласно Закону № 181-ФЗ, лимиты квоты утверждены в следующих размерах:Понятие квоты обозначает минимальное или максимальное количество рабочих мест для определенных слоев населения в целях предоставления и обеспечения социальных гарантий. Нормативы в процентах для работников-инвалидов определены в Законе № 181-ФЗ и уточняются законодательными документами субъектов РФ.

При этом значение показателя зависит от численности штата и правовой формы работодателя; в числе ответственных субъектов значатся коммерческие предприятия и госучреждения, а правополучателем льготы являются граждане с физическими ограничениями.Для каких категорий граждан предусмотрены квоты для приема на работу?

По Закону № 90, квоты в городе Москве устанавливаются для приема на работу инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также для следующих категорий молодежи:

  1. предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
  2. создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
  3. создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить.

Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере.
Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу.

И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

(далее — Закон о защите инвалидов) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %).Нам выдали предписание о создании специальных рабочих мест для инвалидов.

Но что понимать под созданием рабочих мест? Речь идет о конкретных рабочих местах для инвалидов, оборудованных в соответствии с медицинскими требованиями (наличие подъемника, автоматизированного кресла и т.

д.), либо о вакансиях в целом с целью трудоустройства инвалидов?«НДС: проблемы и решения», 2011, N 5Воспользоваться льготой в виде освобождения от налогообложения, установленной пп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ, могут только организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

При этом ими должны соблюдаться следующие условия: среднесписочная численность инвалидов среди работников таких организаций должна составлять не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.Как показывает практика, в отношении применения данной льготы у налогоплательщиков часто возникают вопросы, касающиеся порядка определения среднесписочной численности инвалидов среди работников таких организаций. Не так давно ФНС выпустила Письмо от 29.03.2011 N КЕ-4-3/ по данному поводу.В соответствии с абз. 2 и 3 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утвержденному Правительством РФ для представления общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

  1. общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых число инвалидов и их законных представителей составляет не менее 80% (абз. 2 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  2. организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25% (абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ).

При этом налоговую льготу в виде освобождения от налогообложения, предусмотренную абз.

2 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе применять только общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), правовое регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».Значит, такой критерий, как среднесписочная численность инвалидов, должен соблюдаться при использовании льготы, предусмотренной абз.

3 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.Обратите внимание!

Организации, использующие труд инвалидов, уставный капитал которых сформирован из иных источников, не вправе применять налоговую льготу, предусмотренную абз.

2 и 3 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ (Письмо Минфина России от 14.01.2010 N 03-07-14/01).Для подтверждения освобождения от обложения НДС, предусмотренного абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, следует определять величину среднесписочной численности за три месяца квартала.Итак, в Письме N КЕ-4-3/ специалисты налогового ведомства отмечают, что в соответствии со ст. 163 НК РФ налоговым периодом для целей исчисления НДС признается квартал.

В этой связи для подтверждения освобождения от обложения НДС, предусмотренного абз.

3 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, следует определять величину среднесписочной численности за три месяца квартала.Расчет среднесписочной численности инвалидов необходимо производить на основании общих сведений о среднесписочной численности работников организации (в том числе инвалидов), указанных в разд. 4 формы РСВ-1 ПФР , за каждый месяц квартала (отдельно по всем работникам организации и отдельно по инвалидам). На основании указанных величин среднесписочной численности в данном разделе за месяц следует определить долю среднесписочной численности инвалидов в общей среднесписочной численности организации за квартал.Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н

«Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»

и применяется с 01.01.2010.Пример.

Среднесписочная численность сотрудников организации, уставной капитал которой полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, за I квартал 2011 г. составляет:

  1. за январь — 300 чел., в том числе инвалидов — 180 чел.;
  2. за февраль — 295 чел., в том числе инвалидов — 125 чел.;
  3. за март — 305 чел., в том числе инвалидов — 154 чел.

Так, доля инвалидов в общей численности помесячно составила: в январе — 60% (180 / 300 x 100%); в феврале — 42,4% (125 / 295 x 100%); в марте — 50,5% (154 / 305 x 100%).При этом доля инвалидов в общей численности за квартал составила 50,1% ((180 + 125 + 154) / (300 + 295 + 305) x 100%).Таким образом, в I квартале 2011 г.

организация вправе была применить освобождение от обложения НДС, установленное абз.

3 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, поскольку процентное соотношение инвалидов в общей численности работников за квартал составило не менее 50%.Обратите внимание! При определении процентного соотношения численности инвалидов в общей численности работников организации округление следует производить до целого числа с двумя десятичными знаками, то есть если указанное соотношение составит 49,99, то организация не вправе применить освобождение, установленное абз.

3 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, так как в соответствии с данной нормой НК РФ указанное соотношение должно быть не менее 50%.ФНС также сообщает, что вместо приложения к разд. 4 формы РСВ-1 ПФР можно использовать данные формы N П-4

«Сведения о численности, заработной плате и движении работников»

, утвержденной соответствующими приказами Федеральной службы государственной статистики.ФНС обращает внимание на то, что расчеты среднесписочной численности инвалидов необходимо оформлять бухгалтерской справкой с приложением к ней разд. 4 формы РСВ-1 ПФР или формы N П-4.Кроме того, право на применение льготы в виде освобождения от обложения НДС подтверждается аналогичным пакетом документов (расчетом в виде бухгалтерской справки и приложения к ней соответствующего раздела форм РСВ-1 ПФР или N П-4) и в отношении фонда оплаты труда — еще одного критерия, соблюдение которого предусмотрено абз.

3 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.Следует сказать, что вышеизложенный порядок применения освобождения от обложения НДС, предусмотренного абз.

2 и 3 пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, и определения в этих целях среднесписочной численности одобрен Минфином.

Таким образом, и налоговое, и главное финансовое ведомства имеют единую точку зрения по данному вопросу.Квоты считаются невыполненными работодателями в следующих случаях:

  1. наличие необоснованных отказов инвалидам устраивать их на работу тогда, как в организации имеются свободные вакансии для таких граждан;
  2. ситуации, когда условия труда для инвалидов не соответствуют нормам и требованиям для квотирования таких рабочих мест;
  3. когда зафиксировано нарушение в определении доли среднесписочного штата инвалидов по отношению к среднесписочному штату других работников – менее 2%;
  4. прием на работу инвалида с наличием медицинских противопоказаний в отношении данного вида труда, осуществляемого гражданином.

Принимать на работу таких тружеников работодатели могут как по личной своей инициативе, так и по направлению из центра занятости – службы, занимающейся распределением трудоспособных граждан по найденным вакансиям для них.Размер квоты устанавливается в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  1. не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.
  2. не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Об этом говорится в статье 21 Закона от 24 ноября 1995 г.

№ 181- ФЗ. Например, в Москве деятельность работодателей по квотированию координирует Департамент труда и занятости населения г. Москвы, а размер квоты составляет 2 процента (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г.

№ 90, п.Работодатели представляют сведения по форме № 1-квотирование, утвержденной приказом Комитета общественных связей города Москвы от 8 июня 2005 г. № 137.Это необходимо для того, чтобы не сбиться со счета в случаях, когда в организации среднесписочное количество работников часто может меняться.Вместе с этим, потому будет меняться и количество должностей для инвалидов: если среднечисленный список всех работников на предприятии будет уменьшаться то и квота уменьшится если же список пойдет на увеличение количества людей тогда и количество квотируемых мест увеличится Для того чтобы хорошо ориентироваться в расчетах таких зарезервированных мест, сколько их должно быть и как посчитать, достаточно изучить пример такого исчисления, которое производилось на одной из фирм: Выполнение квоты для приема на работу инвалидов Нужно обратить внимание на важность одной из деталей – при определении процента применяется не штатное расписание, а реальная списочная численность работников.Среднесписочную численность работников за январь 2014 г.

Громова рассчитала в 126 чел. (3901 чел. : 31 дн.). Число подлежащих квотированию рабочих мест для инвалидов в январе 2014 г. составит 2 (126 чел. ? 2%) с учетом действующего в г.

Москве Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90. Эти данные Громова направила руководителю организации в форме записки-расчета. Аналогичным образом рассчитанная среднесписочная численность сотрудников за февраль и март 2014 г.

составила 129 и 126 человек соответственно.

Среднесписочная численность сотрудников за I квартал 2014 г. составила 127 чел. ((126 + 129 + 126) чел. : 3 мес.).Число подлежащих квотированию рабочих мест для инвалидов в I квартале 2014 г.также равно 2 (127 чел.

? 2%). Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России 04.02.2014г.В приведенном Вами примере у работодателя трудится более 300 человек, что более 100, поэтому работодатель в любом случае обязан установить квоту для приема на работу инвалидов.Исчисление же квоты для приема на работу инвалидов, согласно части второй ст. 21 Закона N 181-ФЗ, производится из рассчитанной определенным образом «среднесписочной численности» работников с учетом положений о невключении в среднесписочную численность работников с вредными и (или) опасными условиями труда.Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а безопасные условия труда — это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (части вторая и пятая ст. 209 ТК РФ).В соответствии с п.Для определения таковых рабочих мест, не подлежащих включению в расчет квот для инвалидов, существуют критерии на предприятии – это специальные условия труда, регулярные аттестации таких профессий и особые отметки, оценки инспекцией Роструда, которые выступают для предприятия как норматив.Такое положение введено в основной закон о соцзащите инвалидов правовым актом № 421-ФЗ от 28.12.13г.Те организации, которые учреждены специально для обеспечения трудовой деятельности инвалидов, имеют в своем штате основной контингент – работников с ограниченными физическими возможностями, тогда закон таких работодателей освобождает от введения квот, что выглядит вполне логичным.Расчет Так, как по закону определяется не сам размер квоты, а только лишь определенный предел, в диапазоне которого имеют право действовать предприятия, организации или учреждения, то определить конкретику в величие самой квоты предоставляется непосредственно работодателям.На исчисление квоты по тому или иному предприятию влияют федеральные законы, которые по каждому субъекту выносятся свои.Ведь один регион по развитию промышленной индустрии, к примеру, или сферы услуг, где могли бы работать инвалиды, существенно отличается от другого региона страны.Например, для г.

Москвы определено резервировать и оборудовать места для работы инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников.Это регламентируется по Москве законом № 90 от 22.12.04г., измененным законом № 4 от 08.04.09г.Уже в других областях действуют другие размеры квот.ФЗ, дающие социальные, трудовые гарантии такой категории граждан:

  • Специальные рабочие места, предназначенные для инвалидов, определяются исключительно только квотированием.
  • Самые подходящие профессии для инвалидов регламентируются специальным перечнем приоритетных рабочих должностей для инвалидов, который утвержден правительственным Постановлением Министерства труда РФ № 150 от 08.09.93г., который действителен и сегодня.
  • Законодатели и Правительственные или исполнительные органы государственной власти имеет право так или иначе стимулировать предприятия и организации для того, что работодатели организовывали рабочие места для инвалидов.
  • Работодатели обязаны предоставить вместе с рабочими местами также и условия труда, которые бы соответствовали трудоспособности инвалидам, учитывая также реабилитационные программы для таких граждан.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.Для расчета среднесписочной численности рекомендуем пользоваться указаниями Росстата по вопросам заполнения формы № П-4

«Сведения о численности и заработной плате работников»

(далее — форма № П-4) (Приказ Росстата от 01.09.2017 № 566).Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст.21 Федерального закона № 181-ФЗ). Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+