Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Нормы конституции в которых упоминается иностранные граждане

Нормы конституции в которых упоминается иностранные граждане

Статья 62 Конституции России

Текст Ст. 62 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год: 1.

Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. В Российской Федерации допускается двойное гражданство.

Двойное (множественное) гражданство — это особое политико-правовое состояние человека, при котором он одновременно обладает гражданством двух или более иностранных государств.

На международном уровне понятие двойного гражданства закреплено в ст. 2 Европейской конвенции от 2 ноября 1997 г. «О гражданстве» и адекватно понятию «множественное гражданство», означающее наличие у одного лица гражданства двух и более государств.

Данная Конвенция была ратифицирована в Российской Федерации 6 ноября 1997 г. По данным переписи населения Российской Федерации, в 2002 г. из общей численности граждан России около 40 тыс.

чел. имеют двойное гражданство*(284).

Двойное гражданство может возникнуть в силу различных причин.

Например, у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если законодательство страны супруга автоматически предоставляет ей гражданство мужа, а отечественное законодательство после этого не лишает его гражданства.

Причиной двойного гражданства могут быть территориальные изменения, влекущие за собой изменение юрисдикции государств, миграцию населения и поток беженцев. Бесплатная юридическая консультация по телефонам: (Москва и МО) (Санкт-Петербург и ЛО) (Регионы РФ) В законодательстве государств имеют место случаи натурализации без утраты предшествующего гражданства (например, Франция, Израиль), автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином страны (ряд стран Азии, Африки, Латинской Америки), предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке (Индия, Таиланд, Южная Корея) и другие случаи. Конституция РФ 1993 г. четко зафиксировала возможность двойного гражданства для граждан страны и расширила условия его приобретения — не только на основании международного договора Российской Федерации, но и в соответствии с федеральным законом.

Двойное гражданство может возникать в Российской Федерации по основаниям, предусмотренным в ст. 14 Европейской конвенции «О гражданстве», в которой предусмотрено приобретение двойного гражданства ребенком, уже имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное им, и получающим двойное гражданство автоматически при рождении.

Гражданин РФ может также получить двойное гражданство при вступлении в брак с иностранным гражданином и иными способами, предусмотренными Конституцией РФ и Законом о гражданстве. 2. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что наличие двойного (множественного) гражданства не означает сужения или расширения прав и свобод человека.

Лицо, состоящее в гражданстве Российской Федерации и другого государства, в полной мере осуществляет права и обязанности, вытекающие из гражданства России. Это правило соответствует практике большинства зарубежных демократических стран и международно-правовым стандартам.

Всякое государство сохраняет за собой право требовать от лица, имеющего его гражданство, следовать национальному законодательству (выполнение обязанностей, несение ответственности, использование прав и свобод, средств их защиты) в полном объеме, без каких-либо исключений. Иное, как указывает ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, может быть предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Практика свидетельствует о том, что решающим в этом являются не нормы федерального закона, а положения международного договора Российской Федерации.

Заключение международных договоров с иностранными государствами может служить эффективным средством устранения негативных последствий обладания двойным гражданством. Правило ч. 2 ст. 62 соответствует международной практике. Так, согласно Конвенции 1930 г. о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого оно является, как его гражданин.
о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого оно является, как его гражданин.

3. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами — с другой, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определяются Конституцией РФ и Федеральным за коном от 25 июля 2002 г.

N 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

*(285) (далее — Закон N 115-ФЗ), а также другими федеральными конституционными и федеральными законами. Конституция РФ определяет лишь самые общие положения относительно статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основным статусным законом для данной категории выступает Закон N 115-ФЗ, который комплексно регулирует порядок оформления приглашений на въезд в Россию, порядок регистрации иностранных граждан, въехавших на территорию РФ, порядок их передвижения в пределах страны, избирательное право, условия участия иностранцев в трудовых отношениях, порядок замещения ими государственных должностей, отношение к военной службе и другие вопросы. До принятия данного Закона на территории Российской Федерации действовал Закон СССР от 24 июня 1981 г.

«О правовом положении иностранных граждан в СССР» и постановление Верховного Совета СССР от 24 июня 1981 г.

«О введении в действие Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР»

. Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст.

2 Закона N115-ФЗ). В понятие «иностранный гражданин» федеральный законодатель включает и категорию «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства действуют специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. Федеральный закон определяет три правовых режима пребывания иностранных граждан в нашей стране: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание. Таким образом, в Российской Федерации выделяется три категории иностранных граждан: 1) временно пребывающие; 2) временно проживающие; 3) постоянно проживающие в Российской Федерации.

Навигация по записям

Нормы конституции в которых упоминается иностранные граждане

Депортация может быть применена в отношении иностранных граждан, которые не соблюдают установленные сроки выезда из страны (ст. 31). Помимо иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ могут находиться лица, правовой статус которых обозначается термином “постоянный житель”. Появление этой категории лиц связано с поисками РФ правовых форм защиты и покровительства прав и интересов российских граждан, проживающих в странах СНГ.

По Договору Российской Федерации с Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18 мая 1995 г.

(ДВ. 1995. Внимание Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Внимание Статья констатирует, что иностранный гражданин, виновный в нарушении российского законодательства, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ Бархатова Е.Ю.

Комментарий к Конституции Российской Федерации.

— М.: Проспект, 2013. — С. Договора).

Российская Федерация и Туркменистан условились не распространять ограничения в правах и не устанавливать дополнительных обязанностей, которые установлены или могут быть установлены для других иностранных граждан (ст. 6 Договора). Правовое положение других категорий иностранных граждан, находящихся на территории РФ, например, беженцев и вынужденных переселенцев регламентируется специальными федеральными законами и иными нормативными актами.

Для обеспечения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства и иных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, важное значение имеет соблюдение конституционных положений о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по данному вопросу. Например, такие лица проходят военную службу в соответствии с законодательством стороны, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва, и не подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством другой стороны.

В соответствии с договором на гражданина, состоящего в гражданстве двух стран и пребывающего на территории одной из них, не распространяются ограничения в правах или дополнительных обязанностях, которые установлены для иностранных граждан в стране пребывания.

3. Комментируемая статья закрепляет основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” разделяет всех законно находящихся в России иностранцев на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих.

Однако они могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами (см. комментарий к ст. 59). Иностранные граждане не имеют права: находиться на муниципальной, государственной службе; быть членами экипажа военного корабля РФ, быть командирами воздушного судна гражданской авиации и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

комментарий к ст. 59). Иностранные граждане не имеют права: находиться на муниципальной, государственной службе; быть членами экипажа военного корабля РФ, быть командирами воздушного судна гражданской авиации и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. В сфере трудовых отношений иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Если аннулируются разрешение на временное проживание или вид на жительство, то иностранный гражданин обязан выехать из страны в течение пятнадцати дней (п. 1 и 2 ст. 31). Получение вида на жительство законодатель обусловливает обязанностью проживания в Российской Федерации в течение одного года на основании разрешения на временное проживание (п.

2 ст. 8). Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, должен заполнить миграционную карту, а при выезде обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля (п.

3 ст. 30). В соответствии со ст. 20 прибывший в Россию иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в течение трех дней со дня прибытия в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Этот же срок установлен для регистрации в случае перемены места пребывания.

На граждан иностранного государства не распространяются гарантии недопустимости высылки и выдачи иностранным государствам, предоставляемые российской гражданам (ст. 61). В Законе содержится ряд норм, которые напрямую не касаются содержания прав и обязанностей иностранцев, а оговаривают порядок и устанавливают вспомогательные правила пользования правами и исполнения обязанностей. В том случае, когда иностранному гражданину отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно в установленном порядке подать заявления о выдаче ему указанного разрешения не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего обращения (п.

6 ст. 6). Иностранный гражданин вправе в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований обратиться с заявлением о предоставлении ему вида на жительство (п.

1 ст. 8). Кроме того, статья 21 обязывает иностранных граждан ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту жительства. В случае утраты иностранцем в период временного пребывания в стране документов, на основании которых он въехал Российскую Федерацию регистрация не производится.

Инфо В данной ситуации иностранный гражданин обязан выехать не позднее чем через десять суток со дня получения им временного документа, выданного по его письменному заявлению об утрате документов.

Закон содержит специальный главу VI об ответственности за нарушение Закона

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

. Непосредственно об ответственности иностранных граждан говорится в ст. 33 Закона

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

.

Статья констатирует, что иностранный гражданин, виновный в нарушении российского законодательства, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации.

– М.: Проспект, 2013. – Важно С.

155. Статья 34 Закона

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

уполномочивает федеральный орган исполнительный, власти ведающий вопросами безопасности, осуществлять административное выдворение.

При этом не уточняется какого рода правонарушение влечет применение такой меры административного воздействия.

Другие положения статьи касаются процедур осуществления выдворения. Наряду с административным выдворением упоминается депортация иностранных граждан.

Этот вопрос возникает в связи с тем, что отдельные субъекты Федерации стремятся самостоятельно закреплять правовой статус иностранных граждан, проживающих на их территориях, что не соответствует установленному Конституцией РФ балансу полномочий по данному вопросу. Часть 3 ст. 62 Конституции РФ не связывает предоставление иностранным гражданам национального режима с требованием взаимности. Однако это не умаляет права Российской Федерации вводить соответствующие ограничения для граждан тех государств, которые устанавливают ограничения для российских граждан.

Итак, гражданское законодательство устанавливает для иностранцев национальный режим. Это значит, что физические лица – неграждане России обладают правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Данная норма основывается на положении ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать деятельности и профессию. Иностранный гражданин может реализовать данное право при выполнении установленных Законом требований.

Так, иностранный гражданин получает право на трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. В свою очередь работодатель и заказчик работ имеет право привлечь и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Но указанный порядок не применяется в отношении ряда категорий иностранных граждан, среди которых значатся сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений, сотрудники международных организаций а также частных домашних сотрудников указанных лиц и др.
Но указанный порядок не применяется в отношении ряда категорий иностранных граждан, среди которых значатся сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений, сотрудники международных организаций а также частных домашних сотрудников указанных лиц и др. (ч. 4 ст. 13). О введении в действие Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР».

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г.

(ред. Депортация определяется как принудительная высылка иностранного гражданина в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Депортация может быть применена в отношении иностранных граждан, которые не соблюдают установленные сроки выезда из страны (ст. 31 Закона

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

).

Для обеспечения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства и иных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, важное значение имеет соблюдение конституционных положений о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по данному вопросу. Согласно ст. 14 Конвенции о гражданстве, государству следует разрешать: а) детям, имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное автоматически по рождению, сохранять это гражданство; b) своим гражданам иметь другое гражданство в случаях, когда это другое гражданство приобретается автоматически в силу вступления в брак.

Другая возможность возникновения двойного гражданства может быть предусмотрена международными соглашениями. Так, согласно ч. 1 ст. 4 Договора Российской Федерации с Республикой Таджикистан от 7 сентября 1995 г., дети, каждый из родителей которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве обеих сторон, приобретают гражданство обеих сторон.

Двойное гражданство вне рамок и условий международных договоров РФ может возникать у российских граждан вследствие коллизий законодательства, действующего в РФ, и законов иностранных государств. Статья констатирует, что иностранный гражданин, виновный в нарушении российского законодательства, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Статья 34 уполномочивает федеральный орган исполнительный, власти ведающий вопросами безопасности, осуществлять административное выдворение.

При этом не уточняется какого рода правонарушение влечет применение такой меры административного воздействия. Другие положения статьи касаются процедур осуществления выдворения. Наряду с административным выдворением упоминается депортация иностранных граждан.

Депортация определяется как принудительная высылка иностранного гражданина в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Но реальное осуществление права на свободу передвижения фактически обусловливается получением соответствующих документов, которые выдаются и оформляются в соответствии с положениями настоящего Закона. Однако временно проживающий иностранный гражданин не может по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого, ему разрешено временное проживание или изменять место проживания.

Затем для посещения территорий, организаций и объектов, установленных Правительством РФ, иностранцам требуется специальное разрешение. Затем правила пользования свободой передвижения по территории Российской Федерации для сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений, сотрудников международных организаций отличаются от порядка передвижения, предусмотренного для других иностранных граждан (ч. 3 ст. 1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 1.

Статья 61 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 61 Конституции РФ гласит: 1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

1. Норма ч. 1 данной статьи о запрете выдачи российских граждан включает в текст Конституции один из элементов пакета закрепленного международным и национальным правом института правовой помощи по уголовным делам который, помимо выдачи лиц иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение включает, в частности, осуществление уголовного преследования собственных граждан по просьбе иностранного государства. Закрепление в Конституции России данной нормы, по всей видимости, можно объяснить стремлением России как правового государства не допустить возобновления имевшей место в отечественной истории практики высылки инакомыслящих граждан за пределы Российского государства при полном отсутствии у правоприменительных органов соответствующих полномочий.

Нетрудно заметить: комментируемая норма запрещает не только высылать, но и выдавать российских граждан иностранным государствам, хотя различия между названными терминами не проводится. По смыслу российского уголовного законодательства, под выдачей понимается акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающегося в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора. Названная процедура выдачи может применяться исключительно в отношении иностранных граждан, поскольку в отношении российских граждан действует правило невыдачи.

Высылка иностранного гражданина допускается в случаях, когда его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка, когда это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов других лиц, а также в случае грубого нарушения им законодательства о правовом положении иностранных граждан, таможенного, валютного или иного законодательства. Принятие решения и сам процесс высылки зависят полностью от усмотрения российских властей.

Можно, например, сослаться на ст. 31 ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

(действует в ред.

от 18 июля 2006 г.). Согласно данной статье, иностранный гражданин, вид на жительство которого аннулирован, обязан в течение 15 дней выехать из Российской Федерации. Иностранный гражданин подлежит депортации в случае неисполнения данного обязательства по решению федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел.

Иностранный гражданин подлежит депортации в случае неисполнения данного обязательства по решению федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. Предусмотренные Конституцией РФ и законом основания для высылки, а также выдачи иностранного гражданина полностью соответствуют Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (Резолюция 40/144 ГА ООН от 13 декабря 1985 г.). Согласно ее ст. 7, иностранец, на законном основании находящийся на территории этого государства, может быть выслан с территории этого государства только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом.

Наряду с этим запрещается индивидуальная и коллективная высылка иностранцев на основании расовой принадлежности, цвета кожи, религии, культуры, родового, национального или этнического происхождения.

Вместе с тем многосторонние конвенции, касающиеся преступлений международного характера, допускают альтернативного поведения договаривающихся сторон.

Например, Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.

в ст. 7 устанавливает, что государство-участник, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, в том числе если оно не выдает его, передает дело без каких-либо исключений и без необоснованной задержки своим компетентным органам для целей уголовного преследования с соблюдением процедур, установленных законами этого государства (см.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. ХХХIII. М., 1979. С. 90-94.) Правовое содержание института выдачи формируется одновременно нормами международного права и национального законодательства.

Взаимодействие двух правовых систем происходит в процессе реализации конкретных отношений между государствами по выдаче определенных законами лиц, разработки международно-правовых документов по вопросам выдачи. При этом международные акты — это, как правило, специальные многосторонние либо двусторонние соглашения о выдаче или документы об оказании взаимной правовой помощи — устанавливают обязательства выдачи и порядок их исполнения, определяют виды правонарушений, которые могут повлечь за собой выдачу, формулируют основания для выдачи собственных граждан, равно как и императивные и факультативные основания для отказа в выдаче.

Помимо этих принципиальных вопросов международные документы включают целый ряд детализирующих постановлений, направленных на уточнение порядка приведения их в действие.

Принципиальные нормы международного права, касающиеся выдачи, сконцентрированы в Типовом договоре о выдаче (принятого Резолюцией 45/116 ГА ООН от 14 декабря 1990 г.), в региональных соглашениях: Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г.

(Бюллетень МД. 2000. N 9); Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Европейской конвенции о пресечении терроризма от 27 января 1997 г., Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

(Бюллетень МД. 1995. N 2). Нормы о невыдаче собственных граждан включены также в двусторонние договоры РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которые заключены практически со всеми странами СНГ. По общему правилу, двусторонние договоры о выдаче устанавливают обязанность выдачи, содержат перечень преступлений, влекущих выдачу, обстоятельств, исключающих выдачу и возможность отказа в выдаче, определяют последствия невыдачи собственных граждан, регламентируют порядок заявления просьб о выдаче и процедур выдачи, закрепляют условия заключения под стражу и передачи лиц, подлежащих выдаче, и др.

По общему правилу, двусторонние договоры о выдаче устанавливают обязанность выдачи, содержат перечень преступлений, влекущих выдачу, обстоятельств, исключающих выдачу и возможность отказа в выдаче, определяют последствия невыдачи собственных граждан, регламентируют порядок заявления просьб о выдаче и процедур выдачи, закрепляют условия заключения под стражу и передачи лиц, подлежащих выдаче, и др. Национальный режим выдачи устанавливается нормами УК и УПК РФ.

Согласно ст. 13 УК («Выдача лиц, совершивших преступление»), к таким лицам относятся иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на ее территории. Они могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Разнообразие терминологии характерно для международно-правовых актов. В одних случаях субъекты выдачи обозначаются как «виновные лица» (ст. III Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г.//Ведомости СССР.

1971. N 2 (1556). ст. 18), в других — «любое лицо» (ст. 1 Международной конвенции о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.//Генеральная Ассамблея.

Резолюция 34/146), «предполагаемый правонарушитель» (ст. 10 Конвенции о защите ядерного материала от 3 марта 1980 г. См.: Действующее международное право.

М., 1997. Т. 3) как «лицо, обвиняемое в совершении преступления» (ст. 10 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.//Ведомости СССР.

1987. N 45 (2431). ст. 747). Конституционный запрет на выдачу собственных граждан не противоречит международно-правовым обязательствам России. Согласно ст. 6 Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., Договаривающаяся Сторона имеет право отказать в выдаче своих граждан. При этом такое государство может путем заявления, сделанного в момент подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты либо документа о присоединении, дать определение своего понимания термина «граждане» по смыслу настоящей Конвенции.

Более категоричной выглядит норма ст. 57 Конвенции СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: выдача не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой Договаривающейся Стороны. Согласно УПК в соответствии с международным договором РФ и на основе взаимности, может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства.

В данном случае условие о взаимности предполагает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу РФ будет произведена выдача. Выдача производится для целей уголовного преследования или исполнения приговора. Выдача допускается при наличии деяния, которое является уголовно наказуемым по уголовному закону РФ и иностранного государства, которое обратилось с запросом о выдаче лица.

Выдача обуславливается соблюдением протяженности сроков лишения свободы, наличия уверенности в соблюдении гарантий со стороны иностранного государства в том, что выдаваемое лицо будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе. Важным следует признать нормы УПК, ограничивающие возможность выдачи лиц, в отношении которых поступил запрос иностранного государства о выдаче.

Статья 464 УПК в дополнение к конституционным ограничениям санкционирует возможность отказа в выдаче лиц, которым предоставлено убежище в связи с возможностью преследований в запрашивающем государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Отказ в выдаче распространяется также на лицо, в отношении которого вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу. Выдача не допускается в случае, когда уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности либо по иному законному основанию, а также когда имеется вступившее в силу решение суда РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международным договором РФ.

УПК отличает от института выдачи режим передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является. Статья 469 определяет основания и условия передачи лица.

Основанием для передачи осужденного российским судом лица к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина РФ, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в РФ является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а также компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором РФ либо письменным соглашением компетентных органов с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности. К этому целесообразно добавить, что международное право содержит некоторые дополнительные условия передачи. Среди них можно упомянуть, например, весьма важное условие-выражение согласия на передачу самого осужденного (ст.

3 Конвенция о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 г.).

Необходимо обратить внимание на то, что положение ч.

2 ст. 63 Конституции допускает возможность выдачи другому государству лиц, обвиняемых в совершении преступления, на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Но это нисколько не противоречит ч. 1 ст. 61, запрещающей выдачу российских граждан, поскольку часть 2 ст. 63 говорит о выдаче не граждан, а лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации.

Одновременно правило о невыдаче, тем не менее, не подразумевает освобождения российских граждан от наказания за правонарушения, совершенные на территории иностранного государства.

2. Положение ч. 2 ст. 61, закрепляющее обязательство государства защищать и оказывать покровительство находящимся за границей своим гражданам, получило развитие и уточнение в ФЗ

«О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»

(действует в ред. от 18 июля 2006 г.). Согласно ст. 3 ФЗ Закона, граждане РФ и лица, имеющие двойное гражданство и проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников.

Соответственно ФЗ определяет содержание и основы национальной политики в отношении названной категории граждан, которая представляет

«собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации»

(ст.

5). Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также культуры, языка и образования, информации.

Однако основной объем работы по защите прав российских граждан выполняется Министерством иностранных дел РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями в иностранных государствах.

Загранпредставительства и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ. Одной из основных задач Министерства иностранных дел является защита прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом, для чего министерство участвует в разработке политики и конкретных мероприятий по обеспечению прав и свобод граждан РФ (Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации действует в ред. Указа Президента РФ от 26 января 2007 г.).

В дополнение к этому Указом Президента РФ от 5 марта 2001 г. на МИД возлагается защита прав и интересов соотечественников в государствах-участниках СНГ (СЗ РФ. 1995. N 12. ст. 1033). Положение о Посольстве РФ обязывает этот орган государства осуществлять защиту в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц РФ с учетом законодательства государства пребывания (Указ Президента РФ от 28 октября 1996 г.//СЗ РФ.

1996. N 45. ст. 5090). Дипломатические и консульские учреждения помимо этого обязаны защищать права и охраняемые законом интересы российских граждан, а при необходимости принимать меры для восстановления их нарушенных прав.

Оказание помощи и защита со стороны дипломатических представительств и консульских учреждений осуществляются в тех случаях, когда имеют место нарушения прав и интересов российских граждан властями страны пребывания. Защите подлежат права и интересы, которые определены законодательством иностранного государства, международными договорами РФ.

В качестве примера международного договора, направленного на защиту прав российских граждан, можно привести Договор между РФ и Туркменистаном о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18 мая 1995 г. (Бюллетень МД. 1997. N 11). Выполнение перечисленных функций допускается и поощряется Венской конвенцией о дипломатических отношениях 1961 г. (Ведомости СССР. 1964. N 18. ст.

221), Венской конвенцией о консульских отношениях (Ведомости СССР. 1989. N 12. ст. 275. Приложение).

Конкретные формы, способы и меры защиты прав и интересов российских граждан в иностранных государствах устанавливаются консульскими конвенциями или другими соглашениями. Если усилия дипломатических представительств и консульских учреждений не достигают положительных результатов, РФ вправе прибегнуть к иным мерам защиты, допускаемым международным правом.

Со своей стороны Правительство РФ разработало развернутую программу политико-правовых, информационных, дипломатических, экономических, социальных, культурных мер и мероприятий по поддержке соотечественников за рубежом.

Документ уделяет первостепенное внимание созданию надлежащей правовой базы для обеспечения защиты прав российских граждан и использования действующих международных механизмов по защите прав человека и национальных меньшинств.

Российская Федерация намерена в случае необходимости ставить вопросы обеспечения прав соотечественников на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии ООН по правам человека и других органов этой всемирной организации, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) других международных организаций.

Кроме того, «Основные направления» и ФЗ, определяющий политику в отношении соотечественников, оставляют за РФ право использовать различные формы давления, применять экономические санкции против стран, где будут нарушаться права российских граждан. Более того, дискриминация граждан РФ, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики РФ в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

5 thoughts on “Нормы конституции в которых упоминается иностранные граждане

  1. когда гос-во вмешивается напрямую в вашу жизнь, накройтесь простыней, лягте ногами в сторону взрыва (кажется так в учебнике по ОБЖ).. . если есть деньги — бегите, если нет — тихо подчиняйтесь…

  2. Вы верите, что друзья Путина из спецслужб будут получать судебное решение, что бы прочитать Ваш ящик? Вы верите, что Вас известят об этом? Самое главное, какое наказание понесут менты или ФСБники если незаконно прочитают Вашу электронную почту?

    Силовики давно уже страницами Конституции упирают попу в туалете.

    Уже давно ВСЕ почтовые ящики просматриваться спецслужбами. ВСЕ телефонные переговоры, в точ числе мобильные прослушиваются.

  3. А никакого вмешательства и нет. Это тебе и твоим хозяевам хочется нестабильности! А вот х.. . по всей морде!

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+