Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Платит ли казенное учреждение налог на имущество

Платит ли казенное учреждение налог на имущество

Прибыль без налога для казенных учреждений

Важное 08 апреля 2021 г. 13:15 Автор: Амина Русак, бухгалтер-консультант Линии консультации компании «» Материалы газеты «», бюджетный выпуск, февраль 2021 г. Задним числом, то есть с 1 января 2021 г., казенные учреждения освободили от налога на прибыль с приносящей доход деятельности. Расскажем, что делать с уже уплаченным налогом и что теперь стало налоговой базой для налога на прибыль.

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в НК РФ, 1 января 2021 г. вступили в действие изменения по налогу на прибыль для казенных учреждений.

Теперь казенным учреждениям не нужно уплачивать с любых средств, полученных от приносящей доход деятельности, в том числе с доходов от реализации товаров, готовой продукции и прочего имущества (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ в НК РФ). До этого от налогообложения освобождались только средства, полученные казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).

А, например, доходы от реализации нефинансовых активов облагались налогом в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 25.04.2019 № 03-03-05/30244, от 04.04.2019 № 03-03-07/23385, от 26.02.2019 № 03-03-06/3/12369). В случае, если реализованное имущество было приобретено за счет бюджетных средств, то в налоговую базу входила вся выручка от реализации без ее уменьшения на стоимость приобретения НФА. Нововведение вполне обоснованно и ожидаемо.

Так как все средства, полученные от приносящей доход деятельности, казенные учреждения и так отправляли в бюджет. Они не имеют прав самостоятельно распоряжаться этими средствами ( ГК РФ).

По существу, данные средства – доход бюджета, а не доход казенных учреждений.

Выходит, что ранее на прибыль уплачивался с доходов бюджета.

После принятия изменений возникает вопрос: а что тогда учреждения должны включать в налоговую базу по налогу на прибыль? Согласно прямому толкованию НК РФ следует, что в налоговую базу по данному налогу не включаются именно средства, полученные от приносящей доход деятельности.

А что с имуществом либо иным доходом, полученным в натуральной форме? Так, согласно НК РФ признаются внереализационными доходами и учитываются при исчислении налога на прибыль следующие доходы:

  • п. 14 – использованные не по целевому назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, кроме бюджетных средств;
  • п. 8 – безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права (за исключением случаев, указанных в НК РФ. Например, имущество, полученное государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8), или имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности (пп. 22));
  • п. 13 – стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже либо разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС (за исключением случаев, предусмотренных НК РФ);
  • п. 20 – стоимость излишков МПЗ и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

По мнению автора, исходя из прямого толкования норм НК РФ, поскольку в перечисленных случаях идет речь о получении не денежных средств, а нефинансовых активов (или прав на них), то по отношению к перечисленным доходам, НК РФ не применяется.

То есть с таких доходов казенные учреждения будут по-прежнему исчислять налог.

Как было указано ранее, новая редакция НК РФ действует с 1 января 2021 г. То есть законодатели ввели изменения задним числом.

Что делать с теми суммами налога, исчисленными и уплаченными казенными учреждениями, к примеру с доходов от реализации имущества, в течение 2021 г. (до принятия № 325-ФЗ)? Согласно общему порядку исчисления налога на прибыль и авансовых платежей по нему, установленному НК РФ, налог определяется как соответствующая налоговой ставке доля налоговой базы.

Сумма налога по итогам налогового периода рассчитывается самостоятельно налогоплательщиками.

Исходя из ставки налога и прибыли, облагаемой налогом, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового до окончания отчетного периодов, по итогам каждого отчетного периода (квартала) налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа. Ежемесячный авансовый платеж исчисляется в порядке, предусмотренном НК РФ.

На основании вышеизложенного, по нашему мнению, казенные учреждения вправе возвратить излишне исчисленную и уплаченную в бюджет сумму налога. Однако, скорее всего, сделать это они смогут уже после сдачи налоговой декларации за 2021 г. Ее нужно будет предоставить по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 г.

№ Именно в ней учтены актуальные изменения налогового законодательства, в том числе внесенные ФЗ № 325-ФЗ. Внесенные изменения значимы для казенных учреждений, поскольку освобождают от обложения налогом почти все доходы, полученные ими от деятельности, приносящей доход. Однако также возникает целый ряд неясностей.

Надеемся, что порядок возврата налога, а также иные разъяснения по применению обновленной нормы НК РФ будут доведены ФНС до налогоплательщиков в ближайшее время.

Расчеты по имущественным налогам

Важное 11 октября 2021 г.

11:20 Автор: Морозова Л., эксперт журнала Журнал «» № 10/2019 К имущественным налогам, уплачиваемым юридическими лицами, относятся налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги. Вспомним общие нормы по их исчислению и уплате, а также порядок их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете. Уплата имущественных налогов относится к расходным операциям учреждений культуры.

Такие расходы отражаются по кодам видов расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога», 852 «Уплата прочих налогов, сборов» (в части транспортного налога) в увязке с подстатьей 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 51.8.5.1, 51.8.5.2 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н). Суммы имущественных налогов исчисляются в полных рублях (п.
10.9.1 Порядка № 209н). Суммы имущественных налогов исчисляются в полных рублях (п. 6 ст. 52 НК РФ). Порядок признания налоговых обязательств в бухгалтерском (бюджетном) учете устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения.

Операции по начислению налога отражаются на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств (письма Минфина РФ от 26.12.2016 № 02-07-10/77857, от 08.11.2013 № 02-06-010/47818). Для учета расчетов по налогу на имущество организаций применяется счет 0 303 12 000.

Порядок исчисления, удержания и уплаты данного налога установлен гл.

30 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Критерии отнесения имущества государственных (муниципальных) учреждений к основным средствам определены п. 7, 8 ФСБУ «Основные средства». При отнесении основных средств к движимому или недвижимому имуществу в целях налогообложения следует учитывать рекомендации из писем ФНС РФ от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@, от 30.07.2019 № БС-4-21/14997, от 05.04.2019 № БС-4-21/6262, от 25.03.2019 № БС-4-21/5305@, Минфина РФ от 09.07.2019 № 03-05-05-01/50498, от 03.07.2019 № 03-05-05-01/48946.

Расчет суммы налога по имуществу, находящемуся у учреждений на праве оперативного управления, осуществляется по общим правилам – исходя из остаточной стоимости объектов недвижимого имущества (п. 1, 3 ст. 375 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.04.2019 № 03-05-05-01/22907, от 25.02.2019 № 03-05-04-01/11984, от 13.12.2017 № 03-05-05-01/83122).

Налоговая база по недвижимому имуществу, учитываемому организациями бюджетной сферы в качестве объектов основных средств, формируется до момента выбытия такого имущества (Письмо ФНС РФ от 30.04.2019 № Для отдельных организаций ст. 381 НК РФ установлены льготы по налогу на имущество.

Они могут предусматриваться и законами субъектов РФ.

Ставка, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций утверждаются законами субъектов РФ. При этом ставка налога не может превышать 2,2 % (п.

1 ст. 380 НК РФ). Сумма налога исчисляется по итогам календарного года. При этом по итогам каждого квартала организации исчисляют авансовые платежи по налогу (в случае если такие платежи предусмотрены законами субъектов РФ). Сроки и порядок уплаты налога (авансовых платежей) также устанавливаются на региональном уровне (п.

1, 2, 4 ст. 382, п. 1 ст. 383 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет исчисленных сумм налога на имущество (авансовых платежей) отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом: Содержание операции Казенные учреждения Бюджетные (автономные) учреждения Дебет Кредит Дебет Кредит Начислен налог на имущество 1 401 20 291 1 109 xx* 291 1 303 12 731 0 401 20 291 0 109 xx 291 0 303 12 731 Уплачен налог в бюджет 1 303 12 831 1 304 05 291 0 303 12 831 0 201 11 610 забалансовый счет 18 (КВР 851 / подстатья 291 КОСГУ) * Здесь и далее: в таблице вместо символа «xx» указывается соответствующий аналитический код. В бюджетном учреждении культуры по итогам 2018 года начислен налог на имущество в сумме 13 000 руб. Налог выплачен за счет субсидии на выполнение государственного задания.

При расчете объема субсидии эти затраты отнесены в состав расходов на содержание недвижимого имущества.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете учреждения будут сделаны следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Начислен налог на имущество (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации) 4 401 20 291 4 303 12 731 13 000 Перечислен налог в бюджет 4 303 12 831 4 201 11 610 забалансовый счет 18 (КВР 851 / подстатья 291 КОСГУ) 13 000 Расчеты по земельному налогу отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением счета 0 303 13 000. Общие принципы исчисления земельного налога установлены гл.

31 НК РФ. При этом, поскольку данный налог относится к категории местных, он вводится в действие нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (далее – местные законы, представительные органы).

Устанавливая налог, представительные органы утверждают налоговые ставки (в пределах, установленных гл.

31 НК РФ), порядок и сроки его уплаты. Кроме того, местными законами могут быть установлены , необходимость внесения авансовых платежей по налогу и прочие особенности исчисления и уплаты земельного налога.

Государственные (муниципальные) учреждения, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога на основании п.

1 ст. 388 НК РФ. В отношении земельных участков, полученных по договору безвозмездного пользования или договору аренды, учреждения налогоплательщиками не признаются (п.

2 ст. 388 НК РФ). Земельный налог рассчитывается в отношении каждого земельного участка исходя из его кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года).

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по окончании I, II и III квартала текущего налогового периода (п. 1, 6 ст. 396 НК РФ). Операции по начислению и перечислению в бюджет земельного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом: Содержание операции Казенные учреждения Бюджетные (автономные) учреждения Дебет Кредит Дебет Кредит Начислен налог на имущество 1 401 20 291 1 109 xx 291 1 303 13 731 0 401 20 291 0 109 xx 291 0 303 13 731 Уплачен налог в бюджет 1 303 13 831 1 304 05 291 0 303 13 831 0 201 11 610 забалансовый счет 18 (КВР 851 / подстатья 291 КОСГУ) За 2018 год автономное учреждение культуры начислило земельный налог в сумме 4 000 руб.
1, 6 ст. 396 НК РФ). Операции по начислению и перечислению в бюджет земельного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом: Содержание операции Казенные учреждения Бюджетные (автономные) учреждения Дебет Кредит Дебет Кредит Начислен налог на имущество 1 401 20 291 1 109 xx 291 1 303 13 731 0 401 20 291 0 109 xx 291 0 303 13 731 Уплачен налог в бюджет 1 303 13 831 1 304 05 291 0 303 13 831 0 201 11 610 забалансовый счет 18 (КВР 851 / подстатья 291 КОСГУ) За 2018 год автономное учреждение культуры начислило земельный налог в сумме 4 000 руб. Расходы на его выплату отнесены на затраты по содержанию недвижимого имущества.

Операции осуществляются в рамках деятельности по выполнению госзадания. В бухгалтерском учете учреждения на основании Инструкции № 183н будут составлены следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Начислен земельный налог (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации) 4 401 20 291 4 303 13 731 4 000 Перечислен налог в бюджет 4 303 13 831 4 201 11 610 забалансовый счет 18 (КВР 851 / подстатья 291 КОСГУ) 4 000 Отдельного счета для отражения расчетов по транспортному налогу Инструкция № 157н не предусматривает, поэтому их учет следует вести в составе расчетов по прочим платежам в бюджет на счете 0 303 05 000.

Транспортный налог устанавливается гл. 28 НК РФ и законами субъектов РФ о налоге. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ утверждают налоговую ставку, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога.

Плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (п. 1 ст. 358 НК РФ). Транспортный налог исчисляется исходя из мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства.

Размеры налоговых ставок указаны в ст. 361 НК РФ. При этом регионы вправе увеличить (уменьшить) их не более чем в десять раз. Ставки устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Налог на дорогостоящие автомобили рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ. Транспортный налог исчисляется по итогам календарного года.

По итогам каждого квартала исчисляются авансовые платежи по налогу.

Заметим: законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть установлено право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи (п. 1, 2.1, 6 ст. 362 НК РФ). Операции по начислению и перечислению в бюджет транспортного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом: Содержание операции Казенные учреждения Бюджетные (автономные) учреждения Дебет Кредит Дебет Кредит Начислен налог на имущество 1 401 20 291 1 109 xx 291 1 303 05 731 0 401 20 291 0 109 xx 291 0 303 05 731 Уплачен налог в бюджет 1 303 05 831 1 304 05 291 0 303 05 831 0 201 11 610 забалансовый счет 18 (КВР 852 / подстатья 291 КОСГУ) Сумма транспортного налога, исчисленного казенным учреждением культуры за 2018 год, составила 25 000 руб. Операции по начислению и перечислению налога в бюджет отразятся в бюджетном учете согласно Инструкции № 162н следующим образом: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.

Начислен 1 401 20 291 1 303 05 731 25 000 Перечислен налог в бюджет 1 303 05 831 1 304 05 291 25 000 При нарушении сроков уплаты имущественных налогов помимо неуплаченной суммы налога (недоимки) с налогоплательщика могут быть взысканы пени. Недоимка по налогу – сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст.

11 НК РФ). Пеней признается установленная денежная сумма, которую должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в процентах от неуплаченной суммы налога. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ст.

75 НК РФ). Кроме того, за неуплату или неполную уплату налога налогоплательщику может грозить штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ. Недоимка по имущественным налогам уплачивается по тем же КБК, что и сами налоги: по кодам видов расходов 851 (в части недоимки по налогу на имущество и земельному налогу), 852 (в части недоимки по транспортному налогу), применяемым в увязке с подстатьей 291 КОСГУ (п.

49.8 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н). Уплату пеней и штрафов по налогам следует относить на код вида расходов 853 «Уплата иных платежей» и подстатью 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» КОСГУ (п. 51.8.5.3 Порядка № 132н, п. 10.9.2 Порядка № 209н).

Поскольку недоимка представляет собой непосредственно сумму налога, который не был уплачен вовремя, следовательно, расчеты по ее уплате отражаются на тех же счетах, что и расчеты по уплате налогов, по которым она выявлена.

Суммы пеней и штрафов по своей сути являются экономическими санкциями, наложенными в нарушение законодательства о налогах и сборах (в частности, за просрочку уплаты налогов). При этом отдельных счетов для отражения данных сумм Инструкцией № 157н не предусмотрено. По нашему мнению, учет таких сумм может быть организован одним из следующих способов: 1) на счетах, предназначенных для отражения сумм налогов, по которым начислены соответствующие пени и штрафы.

К примеру, для отражения пеней по налогу на имущество применяется счет 0 303 12 000. Таким образом, аналитический учет по данному счету следует вести в разрезе начисленных сумм налога, пеней и штрафов; 2) на счете 0 303 05 000 в составе прочих обязательных платежей в бюджет. Учреждения решают самостоятельно, на каких счетах им отражать суммы пеней и штрафов по налогам.

Эти счета нужно закрепить в учетной политике. По результатам налоговой проверки бюджетному учреждению культуры предъявлено требование об уплате недоимки в размере 10 000 руб.

и пеней в размере 500 руб. (цифры условные) за неполное и несвоевременное перечисление земельного налога в бюджет. Недоимка была уплачена за счет субсидии на выполнение госзадания, пени – за счет собственных доходов.

Согласно учетной политике пени и штрафы по налогам отражаются на тех же счетах, что и сами налоги.

В бухгалтерском учете учреждения будут составлены следующие записи: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Начислена недоимка по земельному налогу 4 401 20 291 4 303 13 731 10 000 Начислены пени по земельному налогу 2 401 20 292 2 303 13 731 500 Перечислены в бюджет: – недоимка 4 303 13 831 4 201 11 610 забалансовый счет 18 (КВР 851 / подстатья 291 КОСГУ) 10 000 – пени по налогу 2 303 13 831 2 201 11 610 забалансовый счет 18 (КВР 853 / подстатья 292 КОСГУ) 500 * * * Для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете расчетов с бюджетом по имущественным налогам применяются следующие счета:

  1. 0 303 05 000 – по транспортному налогу;
  2. 0 303 13 000 – по земельному налогу.
  3. 0 303 12 000 – по налогу на имущество организаций;

В настоящее время учреждения исчисляют и уплачивают имущественные налоги самостоятельно в соответствии с положениями НК РФ, а также законов субъектов РФ (нормативных актов муниципальных образований). С 2021 года учреждениям не придется исчислять самим транспортный и земельный налоги.

Они будут уплачиваться на основании сообщений, сформированных налоговыми органами, в которых уже будет проставлена исчисленная сумма (Приказ ФНС РФ от 05.07.2019 № Порядок применения счетов для отражения пеней и штрафов по налогам учреждения устанавливают в рамках учетной политики. Учет таких сумм может быть организован на счете 0 303 05 000 как учет прочих платежей в бюджет либо на счетах, предназначенных для отражения налогов, по которым начислены соответствующие пени и штрафы. [1] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв.

Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н. [2] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

[3] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н. [4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. [5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н. [6] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само- управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв.

Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. [7] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[8] «Об утверждении форм сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога и земельного налога, а также о внесении изменений в Приказ ФНС России от 15.04.2015 №

Налог на имущество казенного предприятия

Важное 23 сентября 2021 г. 12:21 Автор: Снегирев А. Г., эксперт журнала Журнал «» № 9/2019 Должно ли муниципальное казенное предприятие (МКП) исчислять налог на имущество в отношении объектов недвижимости, закрепленных за ним на праве оперативного управления, исходя из кадастровой стоимости этих объектов? Российские организации признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов ОС по правилам бухгалтерского учета.

Иное может быть предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 378 НК РФ имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежат налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления.

Из статьи 378.1 НК РФ следует, что в отношении имущества, переданного концессионеру и (или) созданного им в соответствии с концессионным соглашением, налогоплательщиком является концессионер. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектом обложения налогом на имущество признаются также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.

По общему правилу по налогу на имущество организаций рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Исключение из этого правила касается отдельных объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их , внесенная в ЕГРН, с учетом особенностей, предусмотренных ст.

378.2 НК РФ. Итак, в ст. 378.2 НК РФ закреплены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости. Одна из особенностей состоит в том, что объект недвижимости, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей им на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст.

378, 378.1 НК РФ (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ). Для справки: Унитарное казенное предприятие (казенное предприятие) создается на базе государственного или муниципального имущества в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 8 Федерального закона № 161-ФЗ, и является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления.

Учредителем унитарного предприятия, в том числе казенного, может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Соответственно, имущество казенного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве оперативного управления.

Находящиеся на балансе у государственных или муниципальных организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества – собственность РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, которые не являются организациями.

Соответственно, собственник указанного имущества не исчисляет налог на имущество организаций и положения ст. 378.2 НК РФ на него не распространяются (см. письма Минфина РФ от 06.10.2016 № 03-05-04-01/58164, от 15.08.2016 № 03-05-04-01/47752).

Поэтому в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, учредителем которого является муниципальное образование, применяется общеустановленный порядок определения налоговой базы – исходя из среднегодовой стоимости объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ). Подтверждение можно найти на официальном сайте ФНС, где в разделе «Новости налогового законодательства» 13.04.2018 была опубликована информация под названием «О налоге на имущество организаций в отношении объектов, находящихся в оперативном управлении»: С 1 января 2018 года Пермский край перешел на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов, перечисленных в пп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК

«О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае»

).

В соответствии с пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ объект недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения. Недвижимость в оперативном управлении облагается налогом по среднегодовой стоимости независимо от включения здания (помещения) в перечень, определяемый в соответствии с п.

7 ст. 378.2 НК РФ. Следовательно, в отношении имущества, которое принадлежит организации на праве оперативного управления, действует общее правило: недвижимость, например административное здание, облагается налогом по среднегодовой стоимости.

Таким образом, налоговая база в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении вышеуказанных организаций, определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества. * * * Муниципальное казенное предприятие рассчитывает налог на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных за ним на праве оперативного управления, исходя из среднегодовой стоимости этих объектов.

[1] Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

.

Имущество казны: надо ли платить с него налог на имущество организаций?

Согласно статье 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на их балансе в качестве объектов основных средств в установленном порядке. Это касается в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению. Сравним, как меняется объект налогообложения в зависимости от порядка бюджетного учета имущества.

Согласно Инструкции № 25н В пункте 10 Инструкции № 25н было установлено, что имущество казны учитывают в составе основных средств публично-правовых образований. Таким образом, до 1 января 2009 г.

имущество казны должно было учитываться на балансе органов управления имуществом на счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» (0 101 01 000–0 101 09 000). Таким образом, согласно статье 374 НК РФ все имущество казны, числящееся на указанных счетах, облагалось налогом на имущество организаций.

Такое разъяснение содержится, в частности, в письме Минфина России от 15 мая 2008 г.

№ 03-05-05-01/33. В нем сказано, что до закрепления имущества казны в соответствии со статьями 214 и 215 ГК РФ за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения оно будет являться объектом налогообложения у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом. Аналогичные разъяснения были даны, например, в письме Минфина России от 31 октября 2007 г.

№ 03-05-05-01/45

«О налогообложении имущества, составляющего государственную казну субъекта РФ»

, от 17 сентября 2007 г. № 03-05-06-01/102, от 22 февраля 2006 г. № 03-06-01-04/39 и в других письмах.

В связи с этим часто возникал вопрос, нужно ли платить налог на имущество в отношении объектов государственной казны в том случае, когда право государственной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано за органами государственной власти. Ответ на этот вопрос Минфин России дал в письме от 15 августа 2007 г. № 03-05-06-01/90. В данном письме разъясняется, что государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Поэтому имущество, не зарегистрированное как государственная собственность, не является государственным имуществом и имуществом казны. Если за органами государственной власти или органами местного самоуправления право государственной или муниципальной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, вложения в их приобретение (изготовление, строительство, получение), согласно Инструкции № 25н, следовало учитывать на счетах аналитического учета счета 1 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства».

Если за органами государственной власти или органами местного самоуправления право государственной или муниципальной собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано, вложения в их приобретение (изготовление, строительство, получение), согласно Инструкции № 25н, следовало учитывать на счетах аналитического учета счета 1 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства». Такое положение сохранялось до момента оформления в установленном порядке права государственной или муниципальной собственности на объекты. Вложения в основные средства, согласно главе 30 НК РФ, не являются объектом налогообложения по налогу на имущество.

Рекомендуем прочесть:  Удельный вес по ндс формула

Необходимо отметить, что налог на имущество организаций является региональным налогом.

Это означает, что данный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, а также вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. С момента его введения в действие он обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, а также порядок и сроки уплаты налога.

При этом законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Некоторые субъекты РФ воспользовались данным правом и предусмотрели льготы по налогу на имущество в отношении объектов имущества казны. Например, в Кемеровской области в отношении имущества государственной казны РФ и казны Кемеровской области установлена ставка налога 0%.

Это установлено Законом Кемеровской области от 26 ноября 2003 г. № 60-ОЗ

«О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области»

.

Аналогичная норма установлена законом Чукотского автономного округа от 28 ноября 2003 г.

№ 37-ОЗ

«О налоге на имущество организаций в Чукотском автономном округе»

в отношении имущества казны округа и имущества казны муниципальных образований. Таким образом, до 1 января 2009 г. объекты недвижимого и движимого имущества в составе имущества казны являлись объектами налогообложения налогом на имущество организаций у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.

Исключение составляли публично-правовые образования, законодательством которых о налоге на имущество организаций предусмотрена ставка налога 0% в отношении имущества казны.

Согласно Инструкции № 148н С 1 января 2009 г., согласно Инструкции № 148н, имущество казны РФ, субъектов РФ и муниципальных образований учитывают в составе нефинансовых активов обособленно от объектов основных средств. Для учета имущества казны Инструкцией № 148н введен счет 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Специалисты Минфина России, отвечая на вопросы органов управления имуществом публично-правовых образований, дали ряд разъяснений (письма Минфина России от 22 апреля 2009 г. № 03-05-04-01/17, № 03-05-04-01/22, № 03-05-04-01/24, № 03-05-04-01/25, № 03-05-04-01/26, от 7 мая 2009 г. № 03-05-04-01/32). С 1 января 2009 г.

объекты государственного (муниципального) имущества, которые не входят в состав основных средств и составляют казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно от объектов основных средств.

Таким образом, согласно новому порядку ведения бюджетного учета с 1 января 2009 г. указанные объекты не облагаются налогом на имущество.

Налогообложение автономных, бюджетных и казенных учреждений

Начиная с 2011 года муниципальные учреждения образования могут быть автономными, бюджетными и казенными (абз.2 ).

При этом все они являются некоммерческими организациями.

Учитывая нормы г., а также нормы налогового и иного законодательства, особенности исчисления, декларирования и оплаты налогов, взносов и сборов этих учреждений нижеследующие: 1.

Казенное муниципальное учреждение образования. 1.1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

В соответствии с нормами казенное муниципальное учреждение образования является налоговым агентом по исчислению, отчетности и уплате в бюджет НДФЛ со всех доходов, выплачиваемых учреждением физическим лицам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера (кроме индивидуальных предпринимателей), не предусматривающих перехода права собственности. 1.2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование. Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком во внебюджетные фонды страховых взносов на обязательное социальное страхование по нормам и .

1.3. Налог на имущество. Казенное муниципальное учреждение образования в 2011г. освобождено от исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество на основании . 1.4. Транспортный налог. Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком транспортного налога в соответствии с нормами и .

1.5.Земельный налог. Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком земельного налога в соответствии с нормами и относительно только тех земельных участков, по которым у казенных учреждений имеется зарегистрированное в установленном законодательством порядке право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со . 1.6. Экологический сбор. Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком сбора за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с нормами и .

1.7 Налог на добавленную стоимость (НДС).

Казенное муниципальное учреждение образования в качестве некоммерческой образовательной организации освобождено от НДС по выполнению работ в рамках образовательного процесса при исполнении бюджетной сметы или установленного муниципального субсидируемого задания, расходы по которому финансируются из бюджета (пп.14 ). При наличии в казенном муниципальном учреждении образования своей столовой, то реализация продукции питания столовой в этом учреждении освобождена от НДС (пп.5 ). Казенное муниципальное учреждение школьного и дошкольного образования освобождено от НДС по оказанию услуг по содержанию детей в дошкольном учреждении, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 ).

При этом с 01.01.2011 г. образовательная деятельность лицензируется и для освобождения от НДС по вышеуказанным 3-м видам льгот обязательным условием является наличие у учреждения лицензии на образовательную деятельность по образовательной программе (, и , г.).

Не освобождено от НДС получение доходов казенным муниципальным учреждением образования от сдачи находящегося в оперативном управлении имущества в аренду.

При этом сумма арендной платы должна включать в себя сумму НДС, а арендатор является налоговым агентом учреждения по исчислению, удержанию, декларированию и уплате в бюджет суммы НДС с арендной платы (.

НДС с суммы оплаты арендатором коммунальных платежей и иных платежей по договору аренды (кроме арендной платы) арендатор исчисляет и уплачивает в бюджет самостоятельно в качестве налогового агента муниципального казенного учреждения образования только в том случае, если в договоре аренды установлено, что арендная плата состоит из 2-х частей: плата за арендуемую площадь — постоянная часть арендной платы и плата за коммунальные и иные услуги — переменная часть арендной платы (основание — ). Если в договоре указано, что коммунальные и иные платежи (электроэнергия, уборка помещений и пр.) возмещаются (компенсируются) арендатором, то ни арендодателю, ни арендатору в качестве налогового агента не нужно исчислять и оплачивать в бюджет НДС с суммы такого возмещения (основание ., и . Счет-фактуру на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) в этом случае арендодатель арендатору не выставляет.

Не освобождено от НДС оказание казенным муниципальным учреждением образования прочих платных услуг, не указанных выше в перечне услуг, льготируемых по НДС для таких учреждений, например, консультационных и т.п. Однако, приносящая доход деятельность казенных муниципальных учреждений образования может осуществляться только в рамках уставной деятельности и о возможности осуществления этой деятельности должно быть сказано в уставе учреждения.

Следовательно, если казенное муниципальное учреждение образования имеет исчисленный самостоятельно НДС по доходам от указанных в уставе платных услуг (кроме НДС от арендной платы, который исчисляется арендатором, и льготируемых ), то учреждение имеет право на налоговые вычеты по НДС относительно тех затрат, которые непосредственно произведены для выполнения облагаемых НДС доходов (.

Условием принятия налоговых вычетов является наличие счетов-фактуры поставщиков и оприходование в учете произведенных затрат по первичному учетному документу: накладной, акту и т.п. (). Наличие оплаты поставщику не является необходимым условием принятия НДС к вычету(кроме оплаты при импорте учреждением товаров, услуг).

Если произведенные затраты относятся одновременно к деятельности, облагаемой НДС, и к деятельности, не облагаемой НДС, то следует организовать раздельный учет того, какая часть НДС по счету-фактуре, относящая к облагаемой НДС деятельности, подлежит вычету. При отсутствии такого учета сумма НДС по таким счетам-фактурам полностью не принимается к вычету (п.4 ).

При ведении налогового учета, декларирования и оплаты в бюджет НДС казенному учреждению следует руководствоваться прочими, соответствующими ситуации, нормами и .

Казенное муниципальное учреждение образования может воспользоваться правом освобождения от обязанностей плательщика НДС по нормам . 1.8. Налог на прибыль. С 01.01.2011 г. учет, декларирование и оплату в бюджеты налога на прибыль муниципальные казенные учреждения образования ведут по нормам в целом, а не только, как ранее по нормам , которая отменена с 01.01.2011 г.
учет, декларирование и оплату в бюджеты налога на прибыль муниципальные казенные учреждения образования ведут по нормам в целом, а не только, как ранее по нормам , которая отменена с 01.01.2011 г.

Согласно нормам доходы (бюджетное финансирование), полученные казенными муниципальными учреждениями образования от оказания муниципальных услуг, от исполнения муниципальных функций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп.33.1 , пп.14 , п.3 ).

Под муниципальными услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей (физических и юридических лиц) , . В соответствии с новым затраты казенных муниципальных учреждений образования , связанные с исполнением муниципальных функций, не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль. Иные доходы от приносящей доход деятельности, получаемые казенными муниципальными учреждениями образования, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (, ).

Соответственно, расходы, фактически осуществленные казенными муниципальными учреждениями образования в связи с ведением приносящей доход деятельности, учитываются в целях налогообложения в качестве расходов, если они удовлетворяют условиям , а именно: — произведенный учреждением расход является обоснованным (экономически оправданным); — имеется документальное подтверждение произведенного расхода; — расход произведен учреждением в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. Муниципальное казенное учреждение образования в целях исчисления налога на прибыль (не в целях бухгалтерского бюджетного учета) не начисляет амортизацию на основные средства, приобретенные учреждением за счет бюджетных средств, то есть эти основные средства амортизируются по бюджетному бухгалтерскому учету, но не подлежат амортизации в целях налогообложения налогом на прибыль (даже если эти основные средства используются не только в бюджетной деятельности, но и в деятельности, приносящей доход) (пп.1, 2, 3 .

При отсутствии приносящей доход деятельности как таковой у казенного муниципального учреждения образования могут возникать ситуации, когда оно должно исчислить налог на прибыль с полученных внереализационных доходов. К таким доходам относятся, в частности: — суммы возмещения, причитающиеся к получению от виновных лиц, причинивших ущерб учреждению, а также суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение контрагентами договорных обязательств ; — лицензионные платежи за предоставление в пользование объектов интеллектуальной собственности ; — суммы процентов по договорам банковского счета, начисляемых банком на остаток денежных средств на счете учреждения (; — суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученных учреждением безвозмездно (за исключениями, предусмотренными ) ; — суммы пожертвований, использованные не по назначению (); — стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп.18 ) (); — стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации (). Сроки и порядок уплаты налога на прибыль установлены в .

По итогам отчетного периода (I квартала, первого полугодия, 9 месяцев) уплачивается авансовый платеж по налогу на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в отчетном периоде прибыли. Срок уплаты этого авансового платежа — не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. По истечении налогового периода (календарного года) подлежит уплате налог на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в налоговом периоде прибыли (за минусом оплаченных авансовых платежей).

Налог на прибыль по итогам года уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль казенными муниципальными учреждениями, имеющими обособленные подразделения, установлены .

Надо ли казенному учреждению платить налоги при реализации имущества?

Анонсы 8 сентября 2021 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ».

Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

24 августа 2021 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

20 июля 2021 С любые доходы, полученные казенным учреждением, которые в соответствии с бюджетным законодательством РФ подлежат перечислению в бюджет, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (). Следовательно, доходы от реализации имущества не учитываются при налогообложении прибыли. Однако в отношении НДС ситуация иная.

объектом обложения НДС любые услуги или работы, которые оказывает или выполняет казенное учреждение. Также нормами НК РФ установлены перечни операций, объектами налогообложения НДС и от налогообложения этим налогом.

Операции по реализации имущества, находящегося в оперативном управлении казенных учреждений, не включенные в эти перечни, облагаются НДС. Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Впрочем, если суммы сделок по продаже имущества не очень велики, учреждение может воспользоваться своим правом и получить от обязанностей налогоплательщика НДС. Для этого даже начала нового налогового периода.

Теги: , , , , , , , Источник: Документы по теме:

  1. Федеральный закон от 29 сентября 2021 г. № 325-ФЗ «»

Читайте также: Также в проекте приведен пример определения степени влияния (существенности) ошибки при оценке риска искажения бюджетной отчетности. Необходимость внесения поправок обусловлена принятием мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции.

Он определяет порядок реализации результатов аудита, включая составление и представление заключения, принятие решений по улучшению финансового менеджмента, составление годовой отчетности по результатам деятельности аудиторов. В этом выпуске заместитель руководителя редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант» Анна Шершнева расскажет обо всех особенностях составления бюджетной отчетности, а также бухгалтерской отчетности бюджетных автономных учреждений по итогам I полугодия 2021 года. © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г.

Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

4 thoughts on “Платит ли казенное учреждение налог на имущество

  1. он умный и свободный человек, а вы правильный, и живите правильно не нарушая правил, только вот вопрос: кто создал эти правила? никогда не задумывались? Цель какая у этих правил?

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+