Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Понятие общественного места в административном праве

Понятие общественного места в административном праве

Понятие общественного места в административном праве

Понятие общественного места в российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

2. КонинН.М. Административное право: учебник / Н.М. Конин, Е.И. Маторина. М.: Издательство Юрайт, 2015. 3. Копытов Ю.А. Административное право: учебник / Ю.А.

Копытов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015.

4. Макарейко Н.В. Административное право Конспект лекций / Н.В. Макарейко. М.: Юрайт, 2014. 5. Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю.И.

Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; под ред.

Л.Л. Попова. 4-е изд., нерераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015.

6. Стахов А.И. Административное право России: учебник / А.И. Стахов, П.И. Кононов. М.: Издательство Юрайт, 2014. 7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (ред.

от 22.11.2016) // Российская газета 31.12.2001 г.

[Электронный ресурс]. © Е.А. Никоноров, А.А.

Никоноров, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401 ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МЕСТА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Евгений Анатольевич Никоноров, заместитель начальника кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности ОВД Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук E-mail: Александр Анатольевич Никоноров, преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я.

Кикотя Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН Аннотация. Проводится исследование проблемы определения «общественного места»; посредством анализа действующего законодательства раскрывается сущность и содержание понятия; определяются перспективы совершенствования нормативного правового регулирования, необходимого для квалификации противоправных деяний, обязательным признаком юридического состава которых будет являться «общественное место». Ключевые слова: общественное место, запрещенное место, административное правонарушение, состав правонарушения, объективная сторона правонарушения.

Для цитирования: Никоноров Е.А., Никоноров А.А.

Понятие общественного места в российском законодательстве.

Вестник экономической безопасности.

2018;(2):222-7. THE CONCEPT OF A PUBLIC PLACE IN THE RUSSIAN LEGISLATION Evgeniy A. Nikonorov, Deputy Head of the Department of Administrative Law and Operational Investigative Activity of the Department of Internal Affairs of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot, doctor of pedagogical sciences, candidate of jurisprudence; Aleksandr A.

Nikonorov, Lecturer of the Department of State and Civil Law Disciplines of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot Abstract. The article analyzes the problem of defining the «public place», by means of the analysis of the current legislation, the essence and content of the concept is revealed, the prospects for improving the regulatory legal regulation necessary for the qualification of unlawful acts are determined, which is a mandatory feature of the «public place».

Keywords: public place, prohibited place, administrative offense, the composition of the offense, the objective side of the offense. Административное право справедливо относят к наиболее фундаментальным отраслям права. Исторически административное право как отрасль возникла в 17—18 в.

из необходимости регламентации общественного порядка в крупных городах.

Органам полиции предписывалось «оперативно и профессионально осуществлять надзор за всеми сторонами внутренней жизни городов, предупреждать, пресекать правонарушения прежде всего в местах, имеющих общественное значение (улицы, площади, базары и т.д.)» [7, с. 264]. Правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности являются своеобразным индикатором состояния настроения общества.

264]. Правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности являются своеобразным индикатором состояния настроения общества. Ведь порядок в местах, имеющих общественное значение, особенно на современном этапе развития имеет важное значение для общества и человека. Нарушения общественного порядка в различных формах снижают качество жизни граждан, понижают нравственный порог, оказывают влияние на воспитание несовершеннолетних и вызывает у граждан чувство «незащищенности».

Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России В. Путин особо подчеркнул важность задачи органов внутренних дел по

«обеспечению безопасности граждан и общественного порядка, сокращение количества преступлений, совершенных в общественных местах»

[11]. Административное правонарушение, особенно, совершенное в общественном месте является, безусловно, общественно значимым явлением.

Известно, что «место» является факультативным признаком объективной стороны состава правонарушения и имеет значение лишь для отдельных составов административных деликтов.

Руководящий документ Верховного Суда Российской Федерации разъясняет, что «местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, . если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть со- вершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность» [8].

Некоторые исследователи проблем теории права определяют место совершенного правонарушения как

«часть территории, на которую распространяет свое действие нормативно-правовой акт и на которой совершено правонарушение»

[5, с. 6]. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Вместе с тем, отметим, что понятие «общественное место» актами нормативного содержания не закрепляется, законодательной регламентации не имеет.

Представляется, что примерный перечень таких мест возможно определить путем анализа норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [6] (далее — КоАП) (напр., ст. 20.20, 20.21) и других актов нормативного содержания.

К таковым местам законодатель относит улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования. Однако перечень не является исчерпывающим и дополняется формулировкой «и другие общественные места».

Данное положение дел подтверждают слова А.П.

Коренева, отмечавшего отсутствие в законодательстве формулировки «общественное место», однако их примерный перечень им был установлен как: улицы, площади, парки, вокзалы, аэропорты. В целом же общественное место автором связывалось с нахождением в нем людей, так как поведение, нарушающее общепринятые правила поведения в местах нахождения граждан одним индивидом затрагивает интересы других членов общества [1, с. 23]. Наряду с понятием «общественное место» законодателем применяются и такие смежные понятия, как «запрещенное место» (ч.

1 ст. 20.20 КоАП) либо

«отдельные территории, помещения и объекты, а также детские площадки»

(ст.

6.24 КоАП). В число основных мест, составляющих указанные понятия входят [12]: территории и помещения образовательных организаций, учреждений культуры, физической культуры и спорта; территории и помещения медицинских учреждений; поезда, суда, перевозящие пассажиров; воздушные суда, общественный транспорт; гостиницы; рынки, магазины, помещения торговых организаций;; помещения ор- ганов государственной власти, органов местного самоуправления; лифты и помещения общего пользования многоквартирных домов; детские площадки и пляжи пассажирские платформы; автозаправочные станции и другие. Кроме того, согласно ч.1 ст. 20.20 КоАП распитие (потребление) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, а именно частью 7 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ [15] не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в определенных местах, перечень которых схож с указанным нами выше, однако, отметим в содержании запрет на потребление алкоголя «на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации . и в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом).

Однако не все места из приведенного перечня возможно признать общественными в виду того, что территория, например, воинской части не может быть свободной для доступа неопределенного круга лиц, реального или потенциального их нахождения, не является территорией частного либо индивидуального пользования. Таким образом, определим, что в соотношении понятие «запрещенное место» не является синонимом «общественного места».

Вместе с тем отметим широкое применение понятия «общественное место» во многих нормативных правовых актах. Федеральный закон «О полиции» [13] в п.п. 6 п. 1 ст. 2 1. определяет среди базовых направлений деятельности полиции «обеспечение правопорядка в общественных местах», а п.п.

5 п. 1 ст. 12 устанавливает обязанность

«обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах»

.

Федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О чрезвычайном положении» [17] (п. а ст. 12) устанавливая меры и временные ограничения, определяет введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан. ФКЗ «О военном положении» [16] содержит идентичную норму, определяя улицы и иные места общественными.

В нормах Федерального закона

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

[14] используется понятие «место публичного мероприятия». Несмотря на продолжающиеся споры, относительно необходимости закрепления понятия «общественное место» нормативно, отметим некую стабильность в деятельности законодателя по отношению к рассматриваемой проблеме.

К сожалению, не раскрывает проблему и содержание главы 13 Проекта нового Кодекса об административных правонарушениях [10], в которую включены составы, посягающие на общественный порядок и общественную нравственность административных правонарушений. Отметим, что ст. 13.2, 13.3 и ряд других норм Проекта также как и действующий КоАП содержат понятие «общественное место», однако не раскрывают конкретный перечень таких мест.

Отметим, что ст. 13.2, 13.3 и ряд других норм Проекта также как и действующий КоАП содержат понятие «общественное место», однако не раскрывают конкретный перечень таких мест. Подобное положение дел наблюдается и в другом Проекте Федерального закона № 917598-6 «Кодекс РФ об административной ответственности» [10]. Региональное законодательство также не дает однозначного понимания общественного места, хотя и содержит данное понятие.

Например, Кодексом города Москвы об административных правонарушениях [3] устанавливается ответственность за правонарушения в общественных местах, однако понятие не раскрывается. Вместе с тем законода- тель отсылает нас к нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.

1) в котором используется понятие «территории общего пользования», т.е.

«территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)»

[2].

Соответствующий закон Московской области [4] содержит идентичные нормы. Безусловно, важным источником рассматриваемой проблемы может являться судебная практика. Несмотря на то, что место совершения административного правонарушения в аппеляционных производствах не часто является предметом спора, некоторые судебные решения представляются довольно информативными.

Так, например, в решении Верховного Суда Республики Крым от 24.01.2017 по делу № 12-335/2017 [18] для трактовки понятия «общественное место» суд использовал пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ [15], который определяет ряд мест, объединяя их термином «общественные».

Ссылаясь на то, что смысл понятия общественного места включает всякие помещения и территории, определенные для нахождения в них людей, а также предназначенных для удовлетворения их различных потребностей, при этом являющиеся свободными для доступа неопределенного круга лиц, суд установил место, где А.

потребил наркотическое средство, возле речки Салгир — общественным. Отметим и Постановление Московского городского суда от 20.02.2017, в котором обжаловалось привлечение к административной ответственности гражданина по ст. 20.2.2 КоАП. В данном случае общественным местом было признана пешеходная зона общегородского значения г.

Москвы, специально предназначенная для свободного использования неограниченным кругом лиц в рекреационных и культур-но-досуговых целях.

«Гражданин играл на виолончели для себя и своих друзей, при этом не исключал, что граждане, проходившие мимо, могут остановиться, чтобы послушать его игру, но цели организации массового скопления людей он не имел»

[19].

В Постановлении Новосибирского областного суда от 07.11.2017 [20] отмечается совершенное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 20.20 КоАП РФ в общественном месте, в качестве которого признается туалет больницы. Также общественными местами в решениях судов признаются: помещения здания суда [21], вагоны пассажирских поездов [22], станции железнодорожных вокзалов [23], здания органов исполнительной власти и т.д. Наиболее содержательным в рамках исследуемой нами проблемы нужно назвать совместный Приказ Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России «О едином учете преступлений» [9].

Раздел 3

«Порядок заполнения и представления статистической карточки»

Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов (далее — Инструкция), утвержденной вышеуказанным приказом определяет конкретные места, признаваемые общественными, определяя место противоправного деяния (преступления) по административно-территориальному признаку (реквизит 21). В частности, общественными местами считаются

«специально оборудованные территории и зоны общего пользования в черте городов и населенных пунктов либо вне их и предназначенные для использования населением, а также проведения массовых мероприятий, обслуживания и отдыха граждан»

.

Примечательно, что именно в Инструкции, в отличие от рассмотренных ранее нормативных документов, общественные места подразделяются на две группы: места постоянного (места с открытым свободным доступом в любое время года и суток (проспекты, улицы, переулки, скверы, бульвары, набережные, площади, внутридворовые территории и тупики, проезды, а также круглосуточно работающие предприятия торговли и общественного питания, культурные, развлекательные учреждения, вокзалы, аэропорты) и периодического пользования (такие как: территории учреждений, предприятий, организаций, а также территории, охраняемые частными охранными предприятиями, предназначенные для обслуживания населения в установленные часы работы (например, предприятия торговли и общественного питания, санатории, дома отдыха, пансионаты, профилактории, культурные, развлекательные, спортивные учреждения, общественный транспорт, лесопарковые зоны, берега рек, озер, прудов, водохранилищ), непосредственно прилегающие к водоемам зоны отдыха в черте населенных пунктов, а также используемые во время проведения санкционированных массовых мероприятий (гуляний) территории, находящиеся за чертой населенных пунктов), общественный транспорт).

Кроме того исходя из смысла текста Инструкции можно сформулировать перечень мест, не являющихся общественными. Так, не учитываются как совершенные в общественном месте преступления на: охраняемых территориях частных земельных владений; на территориях частных домовладений; в квартирах; в коммунальных квартирах, комнатах любого вида общежитий, в том числе в местах общего пользования; на чердаках и подвалах, не оборудованных для общего пользования гражданами; в местах периодического общественного пользования, в которых в момент противоправного деяния не проводились массовые или иные общественные мероприятия; в закрытых для доступа посетителей местах отдыха (клубах, театрах, выставках, музеях, публичных библиотеках, стадионах, танцевальных площадках и т.д.), предприятиях торговли и питания (ресторанах, кафе, столовых, магазинах, рынках (мини-рынках)); во внутренних дворах (закрытых и открытых) организаций и учреждений, где осуществляется пропускной и досмотровый режим; на дорогах, проходящих по территории частных домовладений (частный сектор), садоводческих товариществ и кооперативов и других местах. Обращает на себя внимание факт, что преступления, совершенные в лесных массивах, оврагах, на полях, берегах открытых водоемов, дорогах (трассах) различного назначения, автозаправочных станциях, автостоянках, мостах, находящихся за чертой городов и других населенных пунктов, а также совершенные вне разрешенных законодательством мест пребывания граждан на объектах железнодорожного транспорта (в том числе на железнодорожных путях) также считаются совершенными не в общественном месте [9].

Проведенный анализ правовых и литературных источников позволяет сделать вывод о том, что к общественным местам относятся любые места, свободные для разового, периодического либо постоянного доступа и использования неопределенным кругом лиц, в том числе места проведения массо- вых мероприятий, обслуживания и отдыха людей, при этом не являющиеся объектом частного пользования либо местом пребывания не разрешенным законодательством для пребывания граждан, Вместе с тем, на сегодняшний день именно правоприменителю предоставляется право толкования норм, устанавливающих ответственность за деликты в общественных местах, что по некоторым оценкам считается логичным, поскольку имеется многообразие мест, признаваемых общественными. Однако для квалификации деяния имеет значение, какие действия и где они были совершены, является ли место совершения деяния общественным, понятие которого охватывает любые помещения и территории, предназначенные для нахождения в (на) них людей и обладающие свободным доступом к ним. В этой связи нормативное закрепление исследуемого понятия позволит правоприменителю, не воспринимая дуальность некоторых обстоятельств, правильно квалифицировать те или иные противоправные деяния, обязательным признаком юридического состава которых будет являться «общественное место».

Учитывая сложившуюся ситуацию, все же представляется необходимым дополнение действующего КоАП Российской Федерации нормой, характеризующей определение «общественное место». В частности, дополнить примечанием статью 20.20 следующего содержания: под общественным местом следует понимать любые места, свободные для разового, периодического либо постоянного доступа и использования неопределенным кругом лиц, в том числе места проведения массовых мероприятий, обслуживания и отдыха людей, при этом не являющиеся объектом частного пользования либо местом пребывания не разрешенным законодательством для пребывания граждан.

Литература 1. Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. А.П. Коренева. М., 1997. 2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст.

16. 3. Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45

«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

// иИ! страницы: http://docs. cntd.ru/document/3686331.

4. Закон Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-03

«Кодекс Московской области об административных правонарушениях»

(принят постановлением Мособлдумы от 14.04.2016 № 3/162-П) // официальный Интернет-портал Правительства Московской области. URL страницы: http://www. mosreg.ru.

13.05.2016. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 5. Зарян Д.Г. Объективная сторона правонарушения: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01. Тольятти, 2006. 6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1), ст. 1. 7. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред.

7. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. Академика О.Е. Кутафина. 5-е изд., перераб. и доп. М.:Юрист, 1997. 8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 6, 2005.

9. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 5, 30.01.2006.

10. Проект Федерального закона № 957581-6

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

, Проект Федерального закона № 917598-6 «Кодекс РФ об административной ответственности» // URL страницы: http://www. consultant.ru/law/doc/pr_koan/.

11. Расширенное заседание коллегии МВД России. Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 09.03.2017 // URL страницы: http://kremlin.ru/events/president/news/ 54014.

12. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ

«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

// Собрание законодательства РФ, 25.02.2013, № 8, ст. 721. 13. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900. 14. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

// Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, № 25, ст.

2485. 15. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ

«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст.

4553. 16. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, № 5, ст.

375. 17. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, № 23, ст.

2277. 18. Решение Верховного Суда Республики Крым от 24.01.2017 по делу № 12-335/2017 // СПС КонсультантПлюс.

19. Постановление Московского городского суда от 20.02.2017 № 4а-7686/2016 // СПС Консуль-тантПлюс.

20. Постановление Новосибирского областного суда от 07.11.2017 по делу № 4А-843/2017 // СПС КонсультантПлюс. 21. Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28.09.2017 № 12-2066/2017 по делу № 5-306/2017// СПС КонсультантПлюс.

22. Постановление Пермского краевого суда от 25.09.2017 по делу № 44-а-1299/2017// СПС Кон-сультантПлюс. 23. Решение Свердловского областного суда от 16.08.2017 по делу № 72-974/2017// СПС КонсультантПлюс.

Общественное место в российском законодательстве

Места, где сторонние граждане могут появляться в любой момент представляют собой общественные места.

В эту категорию входят административные, общественные и офисные помещения, улицы, территории парков, городских зеленых насаждений, прибрежных зон и др.

В Кодексе об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 р. (КоАП РФ) можно встретить формулировку «общественного места». Положения кодекса трактуют его как любое из мест, где граждане могут находиться. Пристальное изучение ст. 20.20 КоАП РФ проясняет, что почти все места, кроме тех, которые принадлежат частным лицам, могут называться общественными.

Пристальное изучение ст. 20.20 КоАП РФ проясняет, что почти все места, кроме тех, которые принадлежат частным лицам, могут называться общественными.

Есть множество мест, подпадающих под это обозначение, но конкретное определение такого места в законодательстве отсутствует.

Бесплатная консультация юриста по телефону По Москве и области Санкт-Петербург и область Федеральный номер Анализируя действующие законы, можно прийти к следующему заключению:

  • Места, не относящиеся к местам индивидуального использования или частной собственности.
  • Это места формирования скоплений граждан;
  • К общественным относят места, в которых есть возможность появления сторонних лиц независимо от времени суток;

К ним относятся:

  1. Стадионы;
  2. Медицинские учреждения;
  3. Организации культуры;
  4. Детские организации;
  5. Улицы;
  6. Спортивные сооружения;
  7. Общественный транспорт (все разновидности);
  8. Образовательные центры;
  9. Территории парков и пр.

Исчерпывающим этот список общественных мест не является.

Определенной территории могут присвоить такой статус при организации спортивных соревнований (к примеру, лужайка). Так как детские площадки во дворе находятся в зоне отдыха граждан, где происходят массовые скопления людей, такой объект причисляют к общественному месту. Но не к каждому объекту применимо одинаковое истолкование в качестве общественных мест.

В их число, в том числе, входит и подъезд дома.

Во многих случаях судебная практика причисляет их к местам общественным. Квартиры и прочие места, принадлежащие физическим лицам как частная собственность, где возникают антиобщественные действия, вроде мелкого хулиганства или употребления алкоголя, не попадают под определение общественных. Административные проступки характеризует глава 20 КоАП РФ.

Правонарушители в данном случае посягают на общественные безопасность и порядок.

Согласно ст.20 КоАП РФ запрещено:

  1. Распивать алкоголь и употреблять наркотические (психотропные) средства;
  2. Организовывать массовые собрания, повлекшие нарушения общественного порядка;
  3. Блокировать транспортные коммуникации;
  4. Появляться в состоянии опьянения в общественном месте;
  5. Нарушать организацию или проведение митингов, собраний;
  6. Нарушать правила поведения зрителей на официальных спортивных соревнований и пр.

Отдельная глава закона «О правилах поведения в общественных местах» посвящается дресс-коду в общественном месте. Закон запрещает:

  • Юбки короче 40 см и шорты короче 35 см длиной.
  • Ношение ботфортов с чулками-сеткой.
  • Ношение одежды с нашивками и слоганами, которые разжигают межнациональную рознь или антисемитского характера.
  • Прозрачное нижнее белье или белье, выступающее из верхней одежды.
  • Ношение облегающих брюк или леггинсов без юбки положенной длины.
  • Балетки, вьетнамки и обувь, которая оголяет пальцы и пятку одновременно.

В каждом из регионов РФ в общественном транспорте могут устанавливаться собственные правила, ограничения и запреты. Согласно п. 6.4. Правил в городе Москве пассажирам запрещается:

  1. повреждения салона;
  2. провоз загрязняющие предметы;
  3. проезд по недействительным проездным билетам;
  4. проезд на подножке и прочих не предназначенных для этого элементах;
  5. расклеивание объявлений и рекламы без соответствующего разрешения и пр.
  6. состояние опьянения;
  7. курение в салоне;
  8. проезд без оплаты;
  9. отвлечение водителя от работы;

КоАП предусматривает 3 категории административных правонарушений.

Их можно разделить на:

  • Менее значительные.
  • Грубые.
  • Значительные.

Они определяются в зависимости от уровня угрозы общественной безопасности от совершения проступка.

Диапазон штрафов для физических лиц – от 500 руб. до 100 000 руб. Бесплатная консультация юриста по телефону По Москве и области Санкт-Петербург и область Федеральный номер Так, за нарушение закона «О правилах поведения в общественных местах» при первом задержании предусматривает штраф в 1500 руб., а при втором — 3000 руб.

Организация массовых собраний с нарушением общественного порядка облагается штрафом от 10 000 до 20 000 руб. Распитие алкоголя в запрещенных местах наказуемо административным штрафом от 500 до 1500 руб. Употребление наркотиков или психотропных веществ — от 4000 до 5000 руб.

или административный арест сроком до 15-ти суток. За курение могут оштрафовать по ст. 6.24 КоАП РФ — от 500 до 1000 руб.

Из-за распространения коронавирусной инфекции за нарушение карантинных норм будут штрафовать по нововведениям ст. 6.3 КоАП РФ. Невыполнение санитарных и противоэпидемических мероприятий будет применены максимальные санкции — 500 руб. При обвинении в совершении административного правонарушения полицейский должен составить соответствующий протокол — главное доказательство виновности.

На его основании будет проводиться рассмотрение дела.

Поэтому на этапе его составления следует использовать свои права. Вы обязаны знать свои права. Таким образом, при задержании вы можете:

  • Вам обязаны разъяснить ваши права. Если разъяснения отсутствовали, укажите об этом в протоколе.
  • Излагать собственную версию событий, давать объяснения. Эту информацию обязаны занести в протокол. Вы лично можете вписать в протокол всё, что сочтете необходимым. Затем напишите прочерк «Z» и перед ним — подпись.
  • Если сотрудник полиции отказывается вызвать адвоката – занесите это в протокол.
  • На этапе составлении этого документа вы можете использовать помощь юриста и соглашаться на дачу пояснений лишь в присутствии защитника.
  • У вас есть право на родном языке давать показания и пояснения, и бесплатно использовать необходимую помощь переводчика.
  • Давать пояснения не является вашей обязанностью. Это ваше право и вы можете отказаться от дачи всяких объяснений.
  • Просите копии протокола о задержании и правонарушении. У вас есть право вносить в протокол нужные пояснения и уточнения и отказаться его подписывать.
  • Обвиняемый может знакомиться с материалами дела, поэтому пересчитайте документацию, выпишите названия, зафиксируйте в протоколе ваши действия «дали ознакомиться с определенными документами (не дали)». Таким образом, после материалы не смогут дополнять.

Вопросы привлечения к административной ответственности будут решаться после. Начальник отдела МВД сам выносит постановление и привлекает виновного к ответственности.

В ином случае материалы передаются в суд, а по место и дату рассмотрения уведомляют письменно.

Помните, что действовать нужно исходя из определенных обстоятельств, чтобы не причинить себе вреда.

Ваша активность по защите прав может возыметь как положительный, так и отрицательный эффект.

5,00, (оценок: 1)

Загрузка.

Общественное место: определение по закону

Что же такое Определение данного термина законом никак не расшифровывается. Лишь в отдельных нормативных актах указываются признаки, характеризующиеся данное понятие.

По этой причине многие юристы считают, что указанное определение нуждается в серьезной доработке и создании более четкой трактовки. Ведь именно за правонарушения в общественных местах люди подвергаются привлечению к административной ответственности.В нескольких статьях КОАП можно встретить такое понятие, как определение которого закон не содержит.

Оно характеризуется лишь наличием каких-либо характеристик, отличающих его от частной территории. Так, личная собственность гражданина не считается общественным местом, поэтому и привлечь его за распитие спиртных напитков здесь не получится.Таким образом, общественное место — это территория, где в любое время могут внезапно появиться люди.

Например: автобусная остановка, парк и площадка, образовательные, медицинские учреждения, городской транспорт, а также другие государственные органы.Поскольку на практике сотрудники правоохранительных органов достаточно часто привлекают людей за то, что они курят, употребляют алкоголь и ведут себя непристойно в местах всеобщего скопления граждан, то ввести в КОАП точную формулировку вышеуказанного понятия было бы нелишним.Многие граждане часто задаются вопросом о том, что же такое общественное место, определение которого четко и конкретно не прописано ни в одном нормативном акте. Указаны лишь отдельные признаки, позволяющие немного понять, что законодатель подразумевает под данным термином.

К ним можно отнести:- беспрепятственное появление граждан, т. е. люди могут появиться здесь совершенно внезапно;- привлечение к административной ответственности лиц за небольшие хулиганские действия и употребление спиртного, курение.Поэтому определения которого не закреплено в законодательстве, нельзя назвать чей-то частный дом, дачу, сооружение, гараж только по одной простой причине, что это личная собственность человека и войти сюда без приглашения владельца будет противозаконным.Кроме городских, хозяйственных объектов (парков, улиц, остановочных комплексов) общественными местами считаются все учреждения, которые осуществляют обслуживание населения. Соответственно, школы, вузы, колледжи, детские сады, различные службы также относятся к данному определению.

Ведь в каждом из указанных объектов вполне законно может появиться неограниченное количество граждан.Многих граждан интересует вопрос о том, будет ли считаться подъезд и лестничная клетка общественным местом?

Определения закон хоть и не содержит, но указывает на то, что последним термином может называться территория, где происходит беспрепятственное скопление людей. Конечно, в большинство подъездов жилых домов доступ ограничен, но если человек зашел туда и стал распивать алкоголь, то это наверняка заметят соседи, а это значит, что гражданин нарушил их права.

Конечно, в большинство подъездов жилых домов доступ ограничен, но если человек зашел туда и стал распивать алкоголь, то это наверняка заметят соседи, а это значит, что гражданин нарушил их права.

Следовательно, данная территория подпадает под указанное понятие.Интересно было бы узнать, что понимают под общественным местом на Украине? Ведь данное государство граничит с РФ, но имеет свои законы.Если обратиться к нормативным актам Украины, то можно заметить, что в них не предусмотрено ответственности за курение в общественных местах. Но в КОАП данного государства существуют санкции за употребление табачного дыма на запрещенной территории.В законах здесь также не расшифровано такое понятие, как общественное место, в Украине определение указанного термина содержится в многочисленных правовых актах.

Но чаще всего здесь так называют территорию, где скапливается большое количество людей.Так уж сложилось в России, что в местах всеобщего пользования не допускается распитие алкогольных напитков.

Ведь человек, употребивший даже небольшое количество спиртного, не способен полностью контролировать себя и свое поведение. Также не допускается курение в общественных местах.

Люди, нарушившие данный запрет, привлекаются сотрудниками полиции к ответственности.И даже несмотря на то, что определение общественного места в РФ законодательством пока четко не урегулировано, отдельно существующие признаки позволяют сделать вывод о том, что таким термином нужно назвать те территории, где беспрепятственно может собраться многочисленное количество граждан.

И поэтому даже за мелкое хулиганство здесь представители власти должны принимать необходимые меры.Основным наказанием за совершение административного проступка в общественном месте считается штраф. Поэтому, если человек решит выпить пиво на остановке либо в городском транспорте, то за это он будет привлечен по статье КОАП. То же самое касается тех граждан, которые игнорируют Закон «О запрете курения» и продолжают курить в общественном месте.

Юридического определения последнего понятия закон пока полностью не раскрывает, но тем не менее ответственность за нарушение правопорядка существует.

Поэтому лица, закурившие или выпившие пиво на запрещенной территории, должны будут заплатить за это штраф.За мелкое хулиганство в человек может быть подвергнут даже административному аресту.Каждый человек имеет возможность показать себя только с лучшей стороны. Поэтому родители должны с раннего детства прививать своим детем правила поведения в общественном месте. По закону определение указанного термина считается весьма расплывчатым и неусовершенствованным, но это не говорит о том, что не надо соблюдать правопорядок и неприлично вести себя в присутствии других людей.

Ведь по мере взросления у детей будут откладываться в сознании правила поведения в обществе, и это повлияет на их дальнейшую жизнь.Родители, которые своевременно не объяснят ребенку, что находиться в общедоступных местах в состоянии опьянения и употреблять спиртные напитки на улице или во дворе дома просто неприлично, должны будут платить потом штрафы на неправомерные проступки своего чада.Нередко служащие полиции пользуются безграмотностью граждан и неправомерно привлекают последних к административной ответственности якобы за правонарушения, совершенные в общественном месте. Определение КОАП четкого здесь не предусматривает, поэтому гражданам стоит быть более внимательными и, заметив злоупотребление полномочиями со стороны органов правопорядка, обратиться за консультацией к грамотному юристу, а лучше с жалобой в суд.По закону употребление спиртных напитков и курение сигарет запрещено в общественных местах. КОАП РФ определения последнего термина не предусматривает, поэтому вопрос о том, можно ли пить пиво на улице, вызывает некоторые сомнения.

Конечно, лучше не рисковать, но если очень хочется спиртного, то лучше пойти в специально предназначенное для этого заведение. Еще можно взять безалкогольное пиво, как правило, его можно пить даже в парке или на лавочке у дома. Из-за того что там не содержится спирт, на это даже закрывают глаза сотрудники ГИБДД.Итак, четкого понятия общественного места законом не предусмотрено.

Есть только характерные признаки того, какая территория, посещаемая гражданами, может иметь подобное название. Городские улицы, остановочные комплексы, различные учреждения для обслуживания населения, железнодорожный транспорт и автобусы напрямую относятся к местам, где собирается неограниченное количество людей.

Значит, и штрафные санкции коснутся только тех людей, которые своими аморальными действиями и поведением нарушают спокойствие граждан на той территории, где могут беспрепятственно находиться другие лица. Например, человек, ожидающий автобус, не обязан быть пассивным курильщиком и вдыхать дым от сигарет, которые курит рядом стоящий гражданин.

За подобные действия последний подлежит привлечению к ответу и наказанию по КОАП. То же самое касается лиц, которые в обнаженном виде купаются в фонтане в центре либо ходят по улицам и высказывают непристойные выражения в адрес посторонних людей.Понятие общественного места закреплено лишь в отдельных правовых актах и считается очень шатким.

Наиболее точно главный смысл этого определения можно уловить из статей 20.1, 20.20 Кодекса об административных нарушениях. Ведь за указанные проступки гражданин несет наказание, а следовательно, здесь появляются и последствия.

Так, например, лицо, задаржанное в состоянии опьянения в общественном месте, может быть поставлено на учет у нарколога.Кроме того, на пьяного человека прохожие всегда смотрят с презрительным удивлением. Конечно, ведь лицо в таком состоянии себя совсем не контролирует.

В некоторых случаях опьяневшие люди появляются в общественных местах в полураздетом виде и не считают это неприличным. Вот здесь и срабатывают законодательные нормы.

Ведь находиться в состоянии опьянения в местах общего пользования недопустимо. 21 июля, 2017 Статья закончилась.

Вопросы остались? Комментарии 0 Следят за новыми комментариями — 4 Загрузить аватар Отмена Ответить Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий. Отмена Сохранить × Причина жалобы Нежелательная реклама или спам Материалы сексуального или порнографического характера Оскорбление Детская порнография Пропаганда наркотиков Насилие, причинение себе вреда Экстремизм Взлом аккаунта Фейковый аккаунт Другое Сообщить

Что такое «общественное место»?

Сразу в нескольких статьях КоАП РФ (20.1 и 20.20) можно встретить понятие «общественное место». Расшифровки этого термина, однако, законодательство не содержит.

В каждой из статей Кодекса перечисляются признаки общественного места и те характеристики, которые отличают его, например, от частной собственности. Поскольку правоприменение статей КоАП о мелком хулиганстве и распитии алкогольсодержащих напитков встречается довольно часто, то будет нелишним более точно сформулировать это понятие. Важность точной формулировки (точнее её отсутствия) становится понятной, если учесть, что обязательным условием применения статей 20.1 и 20.20 КоАП является совершение правонарушений именно в общественном месте.

Существенные признаки и характеристики общедоступного места.

  • Общественным может быть признано место, не относящееся к личной собственности. То есть, например, чья-либо квартира или загородный дом не могут быть признаны таким местом. То же самое можно сказать о торговых и развлекательных комплексах, так как у всех у них имеется собственник, а сами они являются частной собственностью.
  • Территория допускает появление различных людей (как поодиночке так и в составе групп) в любое время суток. Например, строительная площадка, огороженная забором и охраняемая сторожем, не является общественным местом, поскольку не предполагает появления на ней людей, не имеющих отношения к строительному процессу.

По этому же критерию общественным местом являются городские улицы, скверы, парки, дворовые территории, лестничные площадки.

  • Появление людей на таких территориях не требует каких-либо особых разрешений и согласований. Человек вправе появиться там в любое время и по своему желанию.

Какие объекты могут быть отнесены к общественным местам?

Кроме уже перечисленных объектов городского хозяйства (улицы, скверы, парки и так далее) к общественным местам относятся все учреждения, обслуживающие население. Это медицинские учреждения, спортивные объекты, муниципальные службы, школы, детские сады, институты, университеты.

Любой из этих объектов удовлетворяет всем критериям и может считаться общественным местом, поскольку допустимо (и законно) появление в нём различного количества людей. Если попадание этих объектов под определение общественного места понятно и редко вызывает вопросы, то отнесение к нему, например, лестничных площадок, требует пояснения. С одной стороны лестничные площадки или подъезды многоквартирных домов зачастую лишены возможности для беспрепятственного попадания в них посторонних людей.

Но если кто-то решит, например, распивать спиртные напитки в подъезде, то почти наверняка это увидят соседи. Получается, что в таком месте потенциально могут быть нарушены права посторонних людей.

Именно поэтому и лестничные клетки, и подъезды многоквартирных домов также считаются общественными местами. Важной составляющей общественных мест являются объекты транспортной инфраструктуры.

Сюда относятся не только вокзалы или остановки общественного транспорта, но и сам транспорт. То есть незначительное с точки зрения закона хулиганство будет квалифицировано по статье 20.20, как совершённое в общественном месте, не зависимо от того, было ли оно совершено, например, на вокзале или уже в вагоне поезда. Что запрещено в общедоступных местах?

Любые проявления мелкого хулиганства, совершённые в общественных местах, будут квалифицироваться по статье 20.1 КоАП РФ.

Кроме этого российское законодательство запрещает употребление алкогольсодержащих напитков (в том числе и слабоалкогольных, например, пива) в местах, которые определяются, как общественные. Запрет на употребление алкоголя связан с тем, что именно под воздействием алкогольных напитков совершается большая часть хулиганских проступков.

Точно так же, как и на алкоголь, в общественных местах действует запрет на курение.

Это означает, что любой человек, желающий покурить должен проследовать в специально отведённое и оборудованное для этого место.

В противном случае его действия попадают под соответствующую статью КоАП РФ (статья 6.24). Основным наказанием за нарушения законодательства в части касающейся общедоступных мест является денежный штраф.

Его размер может варьироваться в зависимости от проступка. За мелкое хулиганство, совершённое в общедоступном месте, возможно и наложение административного ареста.

Портал bukva-zakona.com обращает ваше внимание на то, что поскольку чёткого определения общественного места в законе не содержится, то в некоторых случаях возможны злоупотребления со стороны представителей правопорядка.

В таких случаях рекомендуем проконсультироваться с юристом, это убережёт вас от неправомерных действий и поможет защитить ваши права.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

One thought on “Понятие общественного места в административном праве

  1. Институт (лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — термин, употребляемый для обозначения определённого класса организаций. В частности, этим термином обозначают
    образовательные, научно-исследовательские, проектные и конструкторские организации

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+