Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Налоговое право - Проанализируйте условия освобождения от взимания ндс

Проанализируйте условия освобождения от взимания ндс

Освободился от уплаты НДС — восстанови его. Но только по закону

Обязанность восстановить НДС введена в ст. 145 НК РФ Законом от 29.05.02 N 57-ФЗ. Раньше такой обязанности в НК РФ не было.

Налоговики бросились налагать штрафы и за предшествующие периоды. Разбирательства продолжаются и сейчас В силу специфики налогового законодательства, за изменениями которого не успевают следить даже специалисты, не говоря уже о рядовых налогоплательщиках, на практике очень часто возникают спорные ситуации, однозначного решения по которым достичь невозможно даже при обращении в суд.

Ю. МИХАЛЫЧЕВА, АКДИ «Экономика и жизнь» Одна из таких проблем связана с восстановлением сумм «входного» НДС налогоплательщиками, получившими освобождение от уплаты НДС по ст.

145 НК РФ. Статья 145 НК РФ определяет порядок и условия освобождения налогоплательщиков от обязанности уплаты НДС. Пунктом 8 ст. 145 НК РФ предусмотрено, что суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ до использования права на освобождение, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для таких операций, после отправки уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Пункт 8 был введен в ст. 145 НК РФ Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ

«О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(далее — Закон N 57-ФЗ).

До вступления в силу изменений, внесенных в ст. 145 НК РФ Законом N 57-ФЗ, до 1 июля 2002 г., в главе 21 НК РФ не было норм, обязывающих налогоплательщиков восстанавливать «входной» НДС при получении освобождения от уплаты НДС.

* * * Согласно п. 2 ст. 170 НК РФ (в редакции НК РФ, действовавшей до 1 июля 2002 г.) суммы «входного» НДС нельзя было принять к вычету, если приобретенные товары (работы, услуги) использовались для:

  1. операций, местом реализации которых не признается территория РФ.
  2. операций, которые не подлежат налогообложению в соответствии с пунктами 1 — 3 ст. 149 НК РФ;

В этих случаях уплаченные суммы НДС подлежали включению в состав расходов.

Поэтому если налогоплательщик получил по таким операциям вычет, то он должен был восстановить соответствующие суммы налога и уплатить их в бюджет (п. 3 ст. 170 НК РФ). Отдельно было закреплено положение, касающееся налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДС по ст.

145 НК РФ. Эта категория налогоплательщиков также не имела права принимать к вычету НДС, а должна была учитывать его в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) (п. 6 ст. 170 НК РФ). Таким образом, налоговое законодательство, действовавшее до 1 июля 2002 г., действительно содержало запрет на получение вычетов по уплаченным суммам НДС для налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДС по ст.

145 НК РФ. Но этот запрет распространялся только на тот период времени, в течение которого налогоплательщик пользовался освобождением по ст. 145 НК РФ. Что же касается вычетов, полученных до перехода на особый режим по ст. 145 НК РФ, то никаких положений относительно обязанности по восстановлению НДС такими лицами Кодекс не содержал.

145 НК РФ, то никаких положений относительно обязанности по восстановлению НДС такими лицами Кодекс не содержал. Конечно, не следует забывать о п. 2.10 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (далее — Методические рекомендации), в котором было указано, что суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), используемым для производства (реализации) товаров (работ, услуг) после получения права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в общеустановленном порядке с отражением этих сумм в налоговой декларации.

Именно этим положением налоговые органы мотивируют свои требования к налогоплательщикам о восстановлении НДС. Однако здесь стоит напомнить, что Методические рекомендации не являются актами налогового законодательства и не обладают обязательной силой для налогоплательщиков, ссылка на них в обоснование отдельных положений НК РФ в том случае, когда они «дополняют» нормы НК РФ и прямо не следуют из них, является безосновательной. Таким образом, до 1 июля 2002 г.

НК РФ не предусматривал обязанности для налогоплательщиков, получивших освобождение от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, восстанавливать и уплачивать суммы НДС в бюджет.

* * * Закон N 57-ФЗ, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., изменил ситуацию. Статья 145 НК РФ была дополнена п.

8, согласно которому налогоплательщики, которые до получения права на освобождение приобрели товары (работы, услуги) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, но не использовавшие их для таких операций, должны восстановить НДС .

С появлением этой нормы закона налоговые органы начали выносить решения по результатам налоговых проверок о нарушениях налогового законодательства за прошлые налоговые периоды, в которых обязывали налогоплательщиков восстанавливать НДС и уплачивать соответствующие штрафы по ст. 122 НК РФ. Однако налоговики поторопились.
122 НК РФ. Однако налоговики поторопились.

Согласно ст. 2 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Налогоплательщики, которые на момент вступления Закона в силу уже пользовались освобождением, не обязаны восстанавливать НДС, так как на момент приобретения права на освобождение норм законодательства о восстановлении ранее принятых к вычету сумм НДС просто не существовало. Поскольку до 1 июля 2002 г. законодательно не была закреплена обязанность по восстановлению ранее принятых к вычету сумм НДС при приобретении права на освобождение от уплаты НДС, восстанавливать принятые к вычету суммы НДС обязаны лишь те налогоплательщики, которые получили освобождение по ст.

145 НК РФ после 30 июня 2002 г. Что же касается арбитражной практики по данному вопросу, то она формировалась неоднозначно.

Так, ФАС Центрального округа в кассационной инстанции не удовлетворил жалобу налогоплательщика о признании недействительным решения налоговой инспекции о восстановлении суммы НДС, приходящейся на остаточную стоимость не полностью амортизированных основных средств, которые использовались для производственной деятельности после получения права на освобождение по ст. 145 НК РФ. Такое решение суд принял на основании подп.

1 п. 2 ст. 171 НК РФ и п. 2.10 Методических рекомендаций (Постановление ФАС Центрального округа от 25.04.02 N А54-4455/01-С11).

Аналогичное решение имеется еще по одному делу. В кассационной инстанции ФАС Центрального округа постановил, что налогоплательщик был обязан восстановить ранее принятые к вычету суммы НДС (Постановление ФАС Центрального округа от 07.05.02 N А54-4096/01-С2).

Суд руководствовался п. 2 ст. 171 НК РФ, согласно которому налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, уплаченную при приобретении товаров для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 ст.

170 НК РФ. А согласно п. 6 ст. 170 НК РФ при приобретении товаров (работ, услуг) лицами, освобожденными от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.

145 НК РФ, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, должны учитываться в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).

Суд делает вывод, что к вычету причитаются суммы «входного» НДС только по тем товарам (работам, услугам), которые были приобретены для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Поэтому суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), используемым для производства товаров (работ, услуг) после получения права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в общеустановленном порядке. Но в большинстве случаев суды не поддерживают требования налоговых органов (Постановления ФАС Уральского округа от 03.03.03 N Ф09-408/03-АК и от 22.01.03 N Ф09-2932/02-АК, Северо-Западного округа от 02.09.02 N А56-4218/02, Волго-Вятского округа от 03.04.03 N А82-127/02-А/6).

Решения, признающие правомерность невосстановления сумм НДС, принятых к вычету до приобретения права на освобождение от уплаты НДС, суды аргументировали следующим образом:

  1. ссылка на п. 2.10 Методических рекомендаций неправомерна, поскольку в силу п. 2 ст. 4 НК РФ методические рекомендации не относятся к законодательству о налогах и сборах, поэтому не носят обязательного характера. Кроме того, п. 2.10 исключен из Методических рекомендаций приказом МНС России от 17.09.02 N ВГ-3-03/491 «О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447»;
  2. введенная Законом N 57-ФЗ обязанность по восстановлению сумм НДС, принятых к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ, действует лишь с 1 июля 2002 г. (со дня вступления в силу Закона). В соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры налогов, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.
  3. до 1 июля 2002 г. в НК РФ отсутствовали нормы, требовавшие от налогоплательщиков восстанавливать ранее возмещенный НДС по товарам, приобретенным до получения налогового освобождения. Положения пунктов 2 и 6 ст. 170 НК РФ к таким налогоплательщикам не относятся. Пункт 6 ст. 170 НК РФ применим только к тем случаям, когда налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги) в период освобождения от налогообложения. На ранее полученные вычеты п. 6 ст. 170 НК РФ не распространяется. Поэтому он не может толковаться, как устанавливающий для налогоплательщиков обязанность восстановить суммы налога, ранее принятые к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ (до использования права на освобождение). В момент же приобретения спорных товаров (работ, услуг) нормы п. 6 ст. 170 НК РФ также неприменимы, т.к. в этот момент лицо являлось плательщиком НДС;

Действовавшим до 1 июля 2002 г.

законодательством не была предусмотрена обязанность налогоплательщика восстанавливать и уплачивать НДС, поэтому при вышеперечисленных обстоятельствах дополнения (п. 8 ст. 145 НК РФ), внесенные Законом, неприменимы. Таким образом, до вступления в силу Закона N 57-ФЗ налогоплательщики, освобожденные от уплаты НДС по ст.

145 НК РФ, не обязаны были восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету, в том числе и по основным средствам.

Источник: Рубрика: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Освобождение от НДС: кто и как может получить?

Компании и ИП на ОСНО, у которых общая сумма выручки за 3 предшествующих календарных месяца не превысила 2.000.000 руб. без учета НДС.Для целей расчета и контроля выручки применяются правила:Правило 1.

Контролируем размер выручкиПраво на освобождение теряется с 1-го числа месяца в котором выручка превысит 2.000.000 руб.ПримерКомпания «К» применяет освобождение от НДС с 1 мая. Контролировать выручку необходимо за:

  1. Май, июнь, июль
  2. Июнь, июль, август
  3. Август, сентябрь, октябрь
  4. И т.д.

Правило 2.

Выручка считается по данным бухгалтерского учетаПравило 3. Принимаем во внимание нюансы расчета

  • Выручка считается без НДС;
  • Авансы в расчете не учитываются.

Правило 4.

В расчете участвует только выручка, которая облагается НДССогласно пп.3,4 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 поступления по операциям, не облагаемым НДС, не учитываются в выручке. Не облагаются НДС поступления:

  1. От продажи товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ.
  2. От операций, которые не признаются объектом обложения НДС на основании ст.146 НК РФ;
  3. От деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД или ПСН;
  4. От операций, которые освобождены от обложения НДС на основании ст.149 НК РФ;
  1. Лицами, реализующими подакцизные товары без ведения раздельного учета.
  2. При импорте товаров;

Применять освобождение возможно начать с первого числа любого месяца.

Для этого не позднее 20-го числа месяца, с которого применяется освобождение необходимо предоставить в ИФНС:

  1. Выписку из бухгалтерского баланса и/или отчета о прибылях и убытках (организации) или выписку из книги учета доходов и расходов (ИП);
  2. Уведомление «Об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС»;
  3. Выписку из книги продаж.

Также необходимо восстановить НДС с остаточной стоимости основных средств (нематериальных активов) и со стоимости материально-производственных запасов, которые до начала применения освобождения не были использованы в операциях, облагаемых НДС.Счета-фактуры продолжаем выставлять, но делаем пометку «Без налога (НДС)».

Такие счета-фактуры регистрируются в Книге продаж. По истечении 12 месяцев освобождения выписку из книги Продаж необходимо предоставить в ИФНС.Счета-фактуры на полученные авансы не составляются и в Книге продаж суммы не указываются.За период, в течение которого применялось освобождение от НДС, декларации не предоставляются.Если освобождение применяется с первого месяца квартала, то восстановленный НДС включается в декларацию за последний квартал, предшествующий применению освобождения.Если освобождение применяется со второго или третьего месяца квартала, то декларацию за этот квартал необходимо предоставить по общим правилам.

При этом в декларации отражаются только операции за период сначала квартала до начала применения освобождения. В такую декларацию также включается восстановленный НДС.До 20 числа месяца, следующего за 12-м месяцем применения освобождения, в ИФНС необходимо предоставить:Документы, подтверждающие, что в течение 12 месяцев выручка была в пределах 2.000.000 руб.

за каждые 3 последовательных календарных месяца (выписку из бухгалтерского баланса / отчета о прибылях и убытках и книги продаж);Уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.Если налогоплательщик не направит Уведомление о переходе на освобождение и о продлении периода освобождения на следующие 12 месяцев, то он не потеряет право на работу без НДС.Однако, уведомление стоит подать, это позволит избежать блокировки счетов из-за того, что налоговый орган не был уведомлен о использовании налогоплательщиком освобождения.Если налогоплательщик не предоставит документы, подтверждающие правомерность применения освобождения, то он теряет право на данное освобождение за весь период его применения.
за каждые 3 последовательных календарных месяца (выписку из бухгалтерского баланса / отчета о прибылях и убытках и книги продаж);Уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.Если налогоплательщик не направит Уведомление о переходе на освобождение и о продлении периода освобождения на следующие 12 месяцев, то он не потеряет право на работу без НДС.Однако, уведомление стоит подать, это позволит избежать блокировки счетов из-за того, что налоговый орган не был уведомлен о использовании налогоплательщиком освобождения.Если налогоплательщик не предоставит документы, подтверждающие правомерность применения освобождения, то он теряет право на данное освобождение за весь период его применения. В этом случае необходимо доначислить НДС, заплатить пени и штрафы.Чтобы отказаться от применения освобождения необходимо направить Уведомление об отказе от использования данного права по истечение 12 месяцев.Налогоплательщик не вправе вернуться к общему порядку исчисления НДС в течение 12 календарных месяцев с начала применения освобождения.

В следующих постах разберем еще несколько десятков способов законной оптимизации налогов. О налогах в доступной форме и на простых примерах

Освобождение от обязанности уплаты НДС

Важное 20 февраля 2021 г. 13:00 Автор: Анна Архипова, заместитель директора ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация», налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов Материалы газеты «», февраль 2021 г.

В практике налогового консультирования часто встречаются ситуации установления налоговым органом в результате налоговой проверки неправомерного применения налогоплательщиком специального режима либо выявления осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП.

Следствием этого является доначисление налогов по основной системе налогообложения.

В этой ситуации совершенно неожиданно для себя становится плательщиком НДС.

Что делать в такой ситуации? На помощь вам может прийти НК РФ.

Организации и ИП (исключение составляют налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога) с суммой выручки от реализации без учета НДС за три предыдущих календарных месяца, не превысившей 2 млн руб., могут применить освобождение от НДС. У вновь зарегистрированных организаций и ИП в расчет берется месяц их создания (Письмо Минфина РФ № 03-07-14/54111 от 01.08.2018) Да, совершенно верно, эта статья может спасти не всех, а только налогоплательщиков с небольшими оборотами, но именно они чаще всего и попадают в такие ситуации. Например, ИП неправильно применил специальный налоговый режим или вообще забыл подать уведомление о применении «упрощенки», но при этом считает, что он на УСН.

Причем, многочисленная судебная практика по этой проблеме показывает, что налоговые органы неохотно идут на применение данной статьи, особенно, когда уведомления о применении освобождения подаются после вынесения решения по результатам проверки.

И это несмотря на постоянное внимание к этой проблематике в письмах ФНС РФ, обзорах судебной практики по вопросам налогообложения и определениях ВС РФ. Не все налогоплательщики знакомы с такой возможностью – освободиться от НДС уже по итогам налоговой проверки. В «Обзоре позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во II квартале 2021 г.

В «Обзоре позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во II квартале 2021 г. по вопросам налогообложения» п.

11 посвящен именно этому вопросу.

Суд пришел к выводу, что непринятие во внимание НК РФ при переквалификации деятельности ИП в рамках налоговой проверки, не означает утрату им права на применение освобождения от НДС, если уведомление он подал уже после окончания проверки, но фактически освобождение им применялось.

Судьи указали, что налогоплательщик, будучи не согласным с переквалификацией деятельности, не мог заявить о применении освобождения.

Иначе это бы означало, что он согласен с переквалификацией его деятельности, что не соответствовало бы реальной позиции налогоплательщика и лишило бы его права на защиту (Определение ВС РФ № 51-КА19-1 от 10.04.2019) В п. 18 «Обзора позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в III квартале 2018 г. по вопросам налогообложения» рассмотрена ситуация подачи уведомления об освобождении налогоплательщика от НДС за те налоговые периоды, когда он еще даже не был зарегистрирован в качестве ИП, но за которые ему был доначислен НДС.

Налоговая инспекция отказала налогоплательщику в применении его права на освобождение от налога.

Однако СКЭС ВС РФ указала, что институт освобождения от НДС по НК РФ направлен на снижение налогов в отношении налогоплательщиков, имеющих небольшие обороты.

Условием применения этого освобождения является не превышение размера выручки уровня, установленного законом. И несвоевременное представление или непредставление уведомления не повлечет за собой утрату права на освобождение, так как это событие не соответствовало бы его последствиям с точки зрения цели, для которой был установлен данный институт (Определение ВС РФ № 306-КГ17-15420 от 31.01.2018).

Кроме того, своим уведомлением налогоплательщик только лишь информирует инспекцию о своем желании использовать это освобождение, а последствия пропуска срока его подачи не определены законом. В п. 31 «Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2018)» (утв.

Президиумом ВС РФ 04.07.2018г.) со ссылкой на п. 2 постановления Пленума ВАС РФ № 33 от 30.05.2014 г.

«О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС»

, тоже указано, что налогоплательщик должен лишь проинформировать инспекцию о своем намерении воспользоваться правом на освобождение, а если лицо фактически использовало такое освобождение оно не может быть лишено его только потому, что уведомление подано не в установленный срок. Если о необходимости уплаты НДС налогоплательщик узнал в результате налоговой проверки, порядок подачи уведомления законом не предусмотрен (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 3365/13). Поэтому то обстоятельство, что налоговый орган не учел это право налогоплательщика при переквалификации деятельности в результате выездной проверки, не означает утрату права на освобождение по результатам рассмотрения уведомления, поданного после окончания процедуры проверки.

Кроме того, отказ налогового органа в рассмотрении уведомления о применении освобождения от уплаты НДС может привести к взиманию НДС в отсутствие источника уплаты этого налога, так как по факту налогоплательщиком применяется освобождение (налогоплательщик не предъявляет суммы НДС в цене реализуемых им товаров), это не отвечает требованиям НК РФ.

ФНС РФ в письмах № ГД-4-3/8911@ от 12.05.2014, № ГД-4-3/1430 от 29.01.2014г. указала, что Постановление Пленума ВАС РФ № 33 от 30.05.2014 для налоговых органов является той судебной практикой, которой налоговые органы должны руководствоваться при решении вопроса о доначислении сумм НДС. Указанное правило не относится к налогоплательщикам, реализующим только подакцизные товары (при наличии в обороте подакцизных товаров нужно вести раздельный учет), осуществляющим исследовательскую и научную деятельность, участникам простого или инвестиционного товарищества, концессионерам или доверительным управляющим, а также к суммам налога, уплачиваемым при ввозе товара на территорию РФ.

Указанное правило не относится к налогоплательщикам, реализующим только подакцизные товары (при наличии в обороте подакцизных товаров нужно вести раздельный учет), осуществляющим исследовательскую и научную деятельность, участникам простого или инвестиционного товарищества, концессионерам или доверительным управляющим, а также к суммам налога, уплачиваемым при ввозе товара на территорию РФ.

При расчете предельного показателя выручки в него не включается: выручка от операций, освобожденных от НДС, выручка от операций, по которым нет объекта налогообложения, выручка от реализации подакцизных товаров, а также выручка от реализации имущественных прав. НК РФ установлено, что налогоплательщики, которые хотят воспользоваться правом на освобождение, должны представить в инспекцию по месту учета соответствующее уведомление и подтверждающие документы. Сделать это нужно до 20 числа месяца, с которого используется право на освобождение.

Конечно, все хорошо делать вовремя, но мы с вами уже определились, что если вы опоздали – не беда, подавайте уведомление с пропуском срока, и в случае отказа жалуйтесь в вышестоящий налоговый орган, судебная практика на вашей стороне.

Кроме того, в Письме от 04.07.2019 № СД-4-3/13103@ ФНС РФ еще раз напомнила, что налогоплательщик только информирует инспекцию о своем желании использовать право на освобождение и последствия пропуска срока подачи уведомления законом не определены.

Налогоплательщики, решившие использовать право на освобождение от обязанности платить НДС должны его применять в течение последующих 12 месяцев, и не могут от него отказаться досрочно за исключением случаев, когда такое право ими будет утрачено. Право на освобождение утрачивается начиная с 1 числа месяца, в котором сумма выручки за последние три месяца превысила 2 млн руб. По окончании 12 месяцев предприниматели, не утратившие право на освобождение, могут представить уведомление о продлении использования права на освобождение и продолжать его применять или отказаться от освобождения.

Чтобы получить освобождение, подайте в налоговую инспекцию по месту учета уведомление по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ № 286н от 26.12.2018, и две выписки: из баланса (ИП и организации, перешедшие с УСН, представляют выписку из книги учета доходов и расходов) и книги продаж. В первой выписке укажите бухгалтерскую выручку за три последних календарных месяца, во второй – итоговые данные книги продаж за то же время.

Однако если вы подаете уведомление по итогам налоговой проверки, суммы выручки могут быть установлены самим налоговым органом, поэтому отсутствие документов, подтверждающих ваши доходы, не может быть основанием для отказа в применении освобождения. Такая позиция изложена в Письме ФНС РФ от 07.05.2019 № СА-4-7/86148.

  1. не представлять налоговые декларации по НДС (кроме случаев выставления счета-фактуры с выделенным НДС, а также исполнения функций налогового агента по уплате НДС);
  2. выставлять счета-фактуры с надписью «без НДС» и регистрировать их в книге продаж, при этом вы можете не получать счета-фактуры контрагентов и не вести книгу покупок.
  3. восстановить НДС, уплаченный при приобретении ОС и НМА, который был принят к вычету до освобождения от уплаты налога, если товары (работы, услуги, ОС, НМА) будут использованы в период применения освобождения;
  4. не исчислять и не уплачивать НДС (кроме продажи подакцизных товаров, уплаты налога при ввозе на территорию России, исполнении обязанностей налогового агента по НДС и выставления счета-фактуры с выделенной суммой НДС);
  5. не применять вычеты по НДС, а учитывать их в составе расходов по налогу на прибыль;

Если вы являетесь посредником, от своего имени реализуя или покупая товары в интересах третьих лиц, и выставляете (получаете) счета-фактуры, их регистрация необходима в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, который ежеквартально подлежит представлению в налоговую инспекцию.

Освобождение от обязанностей налогоплательщика по уплате НДС

С.Б. Константинова , главный бухгалтер Эколого-просветительского Центра «Заповедники» Опубликовано в номере: №6 / 2003 Глава 21 НК РФ « Налог на добавленную стоимость» определила одним из объектов налогообложения безвозмездную передачу права собственности на товары, результаты выполненных работ и оказанных услуг, что привело к необходимости уплаты НДС для многих некоммерческих организаций .

Под льготируемые операции подпадают лишь немногие виды деятельности, осуществляемые некоммерческими организациями . Однако существует много организаций , которые имеют незначительный объем операций. Для них Налоговым кодексом (далее — НК РФ) предусмотрено освобождение от обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость.

Данное освобождение предусмотрено статьей 145 НК РФ. Основными регламентирующими документами являются:

  • Методические рекомендации по применению главы 21 « Налог на добавленную стоимость», утвержденные Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 года №БГ-3-03/447
  • Глава 21 « Налог на добавленную стоимость» НК РФ
  • Приказ МНС РФ от 4 июля 2002 года № БГ-3-03/342

Согласно вышеуказанным документам любая организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этой организации без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.

В настоящее время существует всего три ограничения на получение освобождения от уплаты НДС:

  • За три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации (без учета налога и налога с продаж) превысила в совокупности один миллион рублей.
  • Освобождение в соответствии с пунктом 1 статьи 145 не применяется в отношении ввоза товаров на территорию Российской Федерации, т.е. импортных операций.
  • В течение трех предшествующих последовательных месяца организация реализовывала подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье.

До 1 июля 2002 г.

процедура получения освобождения носила разрешительный порядок, т.е. организация подавала в налоговую инспекцию по месту регистрации документы, а налоговый орган в течение 10 дней обязан был рассмотреть полученные документы и вынести свой вердикт.

В настоящее время предусмотрен уведомительный характер получения освобождения. Фактически это означает, что если организация хочет освободиться от уплаты НДС и она отвечает всем условиям, необходимым для получения освобождения, она не обязана получать разрешение налогового органа на получение освобождения от обязанностей налогоплательщика по уплате НДС.

Для получения освобождения организация должна подать заявление и документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 145 НК РФ. Данными документами являются: 1) выписка из бухгалтерского баланса о подтверждении объема выручки; 2) книга продаж за три предшествующих последовательных месяца; 3) копия журналов полученных и выданных счетов-фактур.

Потребовать какие-либо другие документы налоговые органы не вправе.

В настоящее время не существует каких-либо официальных разъяснений касательно формы и содержания выписки из бухгалтерского баланса.

Однако в некоторых периодических изданиях со ссылкой на МНС России говорится, что выписка из бухгалтерского баланса — это не бухгалтерский баланс (форма № 1), а Отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Именно этот документ и подтверждает объем выручки организации. Что касается копий журналов счетов-фактур, то в налоговую инспекцию необходимо представить не просто опись счетов-фактур, но и ксерокопии самих счетов-фактур. Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Пример. Выручка без учета НДС и налога с продаж Благотворительного фонда «Помощь инвалидам» за три предшествующих календарных месяца составила 520 тыс.

рублей, в том числе в июне — 230 тыс. руб., в июле — 210 тыс. руб., в августе — 80 тыс. руб. Организация должна подать заявление и документы, необходимые для получения освобождения до 20 сентября с тем, чтобы НДС за сентябрь не уплачивать.

В том случае, если 20 число попадает на выходной, то последний день подачи документов переносится на понедельник.

Организация имеет право послать уведомление по почте заказным письмом. Однако она должна это сделать за шесть дней до даты, предусмотренной НК РФ (т.е.

14 числа того месяца, в котором организация перестала подсчитывать НДС). Форма уведомления об использовании права налогоплательщика на освобождение от исчисления и уплаты НДС утверждена приказом МНС России от 04.07.02 № БГ-3-03/3442.

Пример заполнения данного уведомления приведен ниже. УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРАВА НА ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, СВЯЗАННЫХ С ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации уведомляю об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, БФ «Помощь инвалидам» (наименование, Ф.И.О. налогоплательщика — заявителя) на двенадцать последовательных календарных месяцев, начиная с 1 сентября 2002 г.

(число, месяц, год)

  • Документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, прилагаются на __ листах: 2.1. Выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации) (в выписке должна быть отражена сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), заверенная печатью организации, подписями руководителя и главного бухгалтера), на 1 листах. 2.2. Выписка из книги продаж на 3 листах. 2.3. Выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели) на ____ листах. 2.4. Копии журналов полученных и выставленных счетов — фактур на _20_ листах.
  • Деятельность по реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья в течение 3-х предшествующих последовательных календарных месяцев отсутствует. Руководитель организации, индивидуальный предприниматель: __________________Куликов В.О. (подпись Ф.И.О.) М.П. Главный бухгалтер ___________________Ларина Т.А. (подпись, Ф.И.О.) Дата от «15»сентября 2002 г.
  • За предшествующие три календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) составила в совокупности 520 тыс. рублей, в том числе в июне — 230 тыс. руб., в июле — 210 тыс. руб., в августе — 80 тыс. руб. (указывается помесячно)

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Линия отрыва Отметки налогового органа о получении уведомления и документов: Получено документов ______________ (число листов) М.П.

« ____ » __________ 200 __ г.

______________________________________________________ (дата) (подпись, Ф.И.О. должностного лица налогового органа) Следует отметить, что в данном документе предусмотрена отрывная часть об отметке налогового органа о получении уведомления и документов. Этот корешок является для организации разрешительным документом для получения освобождения.

Однако бывают случаи, когда налоговые органы принимают любые документы от организаций только в почтовый ящик, установленный в налоговой инспекции.

В этом случае необходимо в налоговой инспекции узнать телефон общего отдела, регистрирующего поступившую корреспонденцию, и, позвонив туда, выяснить входящий номер ваших документов.

Особое внимание хотелось бы уделить расчету выручки от реализации, отражаемой в уведомлении.

Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения статьи 145 НК РФ следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, исходя из выручки от реализации, как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и не облагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.

Арбитражная практика подтверждает, что при определении выручки, от которого зависит возможность предоставления права на освобождение от исполнения обязанности плательщика НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ, необходимо учитывать все виды доходов налогоплательщика — как облагаемые НДС, так и освобожденные от его уплаты (Постановление Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 14 мая 2002 г. дело № А44-2858/01-С9-к). В то же время в целях настоящей статьи в сумму выручки не включается выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности. В налоговую базу не включаются авансы и иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации) (подпункт 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ).

В том случае если организация применяет учетную политику по оплате при определении налоговой базы по НДС, то при расчете выручки принимается только оплаченная выручка, так как в пункте 50 Методических указаний говорится о выручке

«фактически полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами»

. Спорным моментом также является, за какие три месяца считать выручку.

Налоговые органы придерживаются мнения, что выручку необходимо считать за каждые последовательные три месяца, т.е. выручка за один и тот же месяц будет учитываться дважды. В этом случае предполагается, что налогоплательщик должен определять право на освобождение ежемесячно.

Однако налогоплательщики иногда рассуждают по-другому. Они рассчитывают выручку за каждые три последовательных месяца в квартале. В настоящее время арбитражная практика поддерживает данную точку зрения налогоплательщиков.

Поскольку арбитражные суды исходят из того, что порядок расчета выручки четко не прописан.

И поэтому такие дела решаются в пользу налогоплательщика. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев.

Исключением является утрата права на освобождение в соответствии с пунктом 5 статьи 145 НК РФ. Основаниями для утраты права на освобождение являются: 1) превышение суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца одного миллиона рублей в течение периода, в котором организация использует право на освобождение; 2) в течение периода, в котором организация использует право на освобождение, она осуществляла реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

В случае если в организации имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, то она утрачивает право на освобождение до окончания периода освобождения.

Т.е. если организация имела право на освобождения с 1 сентября 2002 г.

и сумма выручки за три предшествующих месяца в марте 2003 г. превысила 1 млн. руб., то организация утрачивает право освобождения от уплаты НДС с 1 марта по 31 августа 2003 г.

Начиная с сентября 2003 г. организация имеет право подать новое уведомление об освобождении от уплаты НДС при соблюдении необходимых условий.

В случае если организация не подала соответствующие документы в налоговую инспекцию, данные документы содержали недостоверные данные либо организация не соблюла условия, при котором она теряет право на освобождение, налоговые органы имеют право требовать восстановление и уплату НДС с взысканием с организации штрафных санкций и пени. По истечении 12 месяцев, в течение которых организация имела права на освобождение от уплаты НДС, в случае если организация намерена оставить за собой это право, она уведомляет налоговые органы о продлении освобождения.

Для этого организация предоставляет в налоговую инспекцию следующие документы: 1) документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей; 2) уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права. Следует подчеркнуть, что с момента получения освобождения по уплате НДС все счета-фактуры должны выставляться без НДС. В противном случае сумма НДС подлежит уплате в бюджет.

Соответственно ваши партнеры не смогут учесть сумму НДС к вычету.

Этот момент следует учесть при принятии решении об освобождении от уплаты НДС. Если организация использует освобождение, то суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг) к вычету принять нельзя.

Их нужно включить в себестоимость приобретенных товаров (работ, услуг). Суммы НДС, принятые к вычету до использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренного ст. 145 НК РФ, по товарам, работам, услугам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но которые не были использованы, подлежат восстановлению путем уменьшения налоговых вычетов в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании данного права.

У организаций может случиться ситуация, когда она приобрела товары, используемые для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но которые не были использованы до того, как начала использовать право на освобождение. В такой ситуации сумму «входного» НДС по приобретенным товарам, принятую к вычету, следует восстановить и включить в стоимость приобретенных товаров.

Сделать это нужно в последний месяц, предшествующий освобождению. Пример. Благотворительный фонд «Помощь инвалидам» оказывает платные юридические услуги для инвалидов. Для этой деятельности в августе 2002 г.

организация приобрела канцелярские товары на сумму 6000 рублей, в том числе НДС — 1000 рублей. Сумма НДС была принята к вычету в августе. В августе юридические услуги оказаны не были.

С сентября 2002 г. подала уведомление в налоговую инспекцию об освобождении от НДС. Следовательно, 30 августа 2002 года сумма НДС, уплаченная поставщику (20 000 руб.), должна быть восстановлена и включена в себестоимость приобретенных товаров.

Бухгалтерский учет данной операции следующий.

В августе при покупке товаров делается проводка: Дебет 60 Кредит 51 — 6000 руб. — перечислены деньги поставщику в оплату товаров; Дебет 10 Кредит 60 — 5000 руб.

(6000-1000) — оприходованы канцелярские товары (по покупной стоимости без НДС); Дебет 19 Кредит 60 — 1000 руб. — учтен НДС, уплаченный поставщику товаров; Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 — 1000 руб. — НДС принят к вычету; 30 августа Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» — 1 000 руб.

— восстановлена сумма НДС, принятая к вычету до начала действия освобождения; Дебет 10 Кредит 19 — 1000 руб.

— восстановленная сумма НДС включена в себестоимость приобретенных товаров. В данной ситуации можно сделать только одну проводку: Дебет 10 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» — 1 000 руб.

— восстановленная сумма НДС включена в себестоимость приобретенных товаров. Следует обратить внимание, что согласно НК РФ восстановить нужно и сумму НДС, которая была принята к вычету по основным средствам и нематериальным активам.

Согласно положениям пункта 8 статьи 145 НК РФ восстановлению подлежит НДС по неиспользованным основным средствам. Имеется в виду ситуация, когда для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, использована часть стоимости основного средства. В данном случае, по нашему мнению, налогоплательщику необходимо восстановить сумму НДС, принятую ранее к вычету, в части неиспользованной (недоамортизированной) стоимости основного средства.

На сумму налога увеличивают стоимость такого имущества. Сделать это нужно также в последний месяц, предшествующий освобождению.

Пример. На балансе организации числится компьютер стоимостью 22 800 руб.

Компьютер был приобретен за 24 000 руб. (в том числе НДС — 20%) и введен в эксплуатацию с 1 июня 2002 года.

1 июня 2002 года НДС в размере 4000 руб. был принят к вычету. Срок полезного использования компьютера составляет 5 лет (60 мес.). С 1 сентября 2002 года организация стала использовать право на освобождение от уплаты НДС.

К 1 сентября 2002 года компьютер уже эксплуатировался в течение 3 месяцев, что составляет 5% от общего срока эксплуатации. В течение этого срока компьютер использовался для осуществления операций, подлежащих обложению НДС. Таким образом, в августе 2002 года восстановлению путем уменьшения налоговых вычетов подлежит 95% суммы НДС, принятой к вычету 1 июня 2002 года, а именно: 3800 руб.

(4000 руб. ґ 95%). В настоящее время ситуация такова, что если восстановить сумму налога, то принять к вычету ее уже невозможно. Даже в том случае, если организация утратит право на освобождение. Дело в том, что Кодекс этого не предусматривает.

Что касается бухгалтерского учета данного примера, то следует отметить, что пунктом 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, не предусмотрено изменение первоначальной стоимости основного средства на сумму восстановленного НДС. Поэтому в данном случае, по нашему мнению, сумма НДС может быть отнесена на расходы будущих периодов, а в течение срока амортизации данного основного средства признана в качестве прочих расходов.

Однако официальные разъяснения по этому вопросу на настоящий момент отсутствуют.

Некоммерческие организации, имеющие в своем составе филиалы и иные обособленные подразделения, также имеют право на получение освобождения.

В этом случае уведомление подается по месту регистрации головного подразделения. Освобождение от обязанностей налогоплательщика может быть предоставлено организации в целом, с учетом суммарной (совокупной) выручки от реализации, полученной как головной организацией, так и всеми ее обособленными подразделениями.

В то же время если освобождение получено, то организация вправе воспользоваться данной льготой по месту нахождения как головной организации, так и любого из своих филиалов, представительств или обособленных подразделений. В конце следует подчеркнуть, что данное освобождение касается только уплаты НДС и не распространяется ни на какие другие налоги.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+