Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Прокурор в административном процессе

Прокурор в административном процессе

Прокурор как лицо, участвующее в деле в административном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

Зеленская Людмила Анатольевна кандидат юридических наук, доцент Кубанского государственного аграрного университета (e-mail: Витохина Дарья Михайловна студентка юридического факультета Кубанского государственного аграрного университета (e-mail: Прокурор как лицо, участвующее в деле в административном судопроизводстве В статье анализируются вопросы процессуального положения прокурора как лица, участвующего в деле, по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства. Рассматривается характер заинтересованности прокурора в случаях его обращения в суд в защиту интересов других лиц и по делам, по которым прокурор является административным истцом. Ключевые слова: прокурор, лица, участвующие в деле, юридический интерес, истец, административный истец. L.A. Zelenskaya, Master of Law, Assistant Professor of the Kuban State Agrarian University; e-mail: D.M.

Vitokhina, Student of Facultyof Law of the Kuban State Agrarian University; e-mail: Prosecutor as a person involved in the case in administrative justice The problems of a procedural position of a prosecutor as a person involved in the cases of administrative justice and as well as the nature of the interest of the public prosecutor in cases of recourse to the courts to protect the interests of others and in cases in which the prosecutor is the administrative claimant are considered in the article. Key words: prosecutor, persons involved in the case, legal interest, claimant, administrative claimant. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ), вступивший в силу с 15 сентября 2015 г., регулирует порядок осуществления административного судопроизводства по административным делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с целью защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, а также по делам, непосредственно связанным с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч.

1 ст. 1 КАС РФ). Категории дел, отнесенные законодателем к рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, ранее разрешавшиеся по правилам ГПК РФ, в большинстве своем рассматривались с обязательным участием прокурора, исходя из специфики самих дел (дела, возникающие из публичных правоотношений) и целей и задач, поставленных перед органами прокуратуры. Поскольку среди процессуалистов нет единого мнения в определении процессуального положения прокурора в гражданском процессе, то, на наш взгляд, весьма небезынтересной представляется проблема исследования особенностей правового и процессуального положения прокурора в административном судопроизводстве. В КАС РФ в соответствии со ст.

37 прокурор является лицом, участвующим в деле, обладающим, как и все лица, участвующие в деле, юридической заинтересованностью в его исходе. Институт лиц, участвующих в деле, занимает особое место среди других субъектов процессуальных отношений и является одним из основных в процессуальном праве, как в административном, так и в гражданском и арбитражном процессуальном праве.

Лица, участвующие в деле, являются основными участниками административного судопроизводства, поскольку их деятельность активно влияет на ход и развитие процессуальных отношений, возникновение, изменение и прекращение в целом.

Данный институт не является новым, но вопросы, связанные с ним, по-прежнему не разрешены. 231 До сих пор в действующем процессуальном законодательстве (гражданское, арбитражное, административное процессуальное право) не раскрывается понятие «лиц, участвующих в деле». И поэтому возникает вопрос о том, что же объединяет всех субъектов в рамках одной группы.
И поэтому возникает вопрос о том, что же объединяет всех субъектов в рамках одной группы.

Анализируя ст. 3 и ст. 4 ГПК РФ, ч. 1 ст. 4 АПК РФ, ч. 1 ст. 4 КАС РФ, можно сделать вывод, что критерием отнесения кого-либо из участников процесса к лицам, участвующим в деле, является юридическая заинтересованность в деле.

Однако в теории процессуального права толкование данной категории далеко неоднозначно, что приводит к трудностям при рассмотрении и разрешении гражданских дел. В ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ч. 1 ст. 4 АПК РФ, ч. 1 ст. 4 КАС РФ закреплено, что всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В ч. 1 ст. 4 ГПК РФ закреплено, что суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Отсутствие интереса является основанием для отказа в приеме искового заявления (п.

1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, п. 3 ч.

1 ст. 128 КАС РФ). В соответствии с вышеприведенными нормами действующего процессуального законодательства можно сделать вывод, что наличие интереса является необходимой предпосылкой для реализации гарантированного ст.

46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту. Интерес («объективный интерес») как явление общественного бытия людей и интерес («субъективный интерес») как явление сознания — это два различных, но взаимосвязанных явления, для обозначения которых употребляется термин «интерес». Понятия «интерес» и «потребность» тесно взаимосвязаны, поскольку объективный интерес отражает существование определенных потребностей.

Понятия «интерес» и «потребность» тесно взаимосвязаны, поскольку объективный интерес отражает существование определенных потребностей. Интерес в настоящее время принято называть общенаучным, поскольку само понятие интереса используется в различных областях науки: права, психологии, философии, социологии.

Интерес как философская категория отражает осознание потребностей индивидом, социальной группой, обществом, является выражением направления ценностных ориен-таций [1].

Вместе с тем, термин «интерес» не имеет единого общепризнанного или официального определения.

Более того, практика свидетельствует, что в некоторых отраслях знаний и даже законодательной базе (ГК, ГПК РФ) интерес используется без формулирования его определения.

Лица, участвующие в деле, являются основными участниками судопроизводства, поскольку именно при наличии их инициативы суд возбуждает дело (гражданское, административное) и рассматривает его.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . В процессуальной науке традиционно принято подразделять юридический интерес на процессуальный и материальный, как интерес к возбуждению дела в суде и оказанию судебной защиты в целом, так и интерес на удовлетворение заявленных требований. По данному вопросу в науке сложилось множество мнений.
По данному вопросу в науке сложилось множество мнений. Например, А. Вильховик считает, что юридический интерес — это интерес к судебной защите права, т.е.

к рассмотрению и разрешению дела в установленной процессуальной форме с вынесением судебного решения [2]. Можно заметить, что юридический интерес есть у лица, когда оно очевидно является участником спорного материального правоотношения.

Юридическая заинтересованность лица, участвующего в деле, порождает для него определенный процессуальный интерес, имеется в виду результат рассмотрения и разрешения дела, наступления которого ожидает и добивается участник судопроизводства, вступая в процесс. Например, у истца процессуальный интерес заключается в ожидании судебного решения об удовлетворении иска.

По данному вопросу имеется множество мнений.

М.А. Гурвич полагает, что юридический интерес в процессе состоит в том, что судебное решение создает для заинтересованной стороны известный выгодный процессуальный результат: оно подтверждает спорное право, превращая его в бесспорное и создавая тем самым основу для его принудительного исполнения или внося определенность в правовые отношения, либо преобразует правоотношение в соответствии с законом [3, с.
М.А. Гурвич полагает, что юридический интерес в процессе состоит в том, что судебное решение создает для заинтересованной стороны известный выгодный процессуальный результат: оно подтверждает спорное право, превращая его в бесспорное и создавая тем самым основу для его принудительного исполнения или внося определенность в правовые отношения, либо преобразует правоотношение в соответствии с законом [3, с.

75-87]. Что касается ответчика, он ни на что не претендует, он только защищается против материально-правового требования истца.

Поэтому первостепенным для ответчика представляется именно процессуальный интерес, который заключается в ожидании решения об отказе в иске. Среди лиц, участвующих в деле, в ст. 37 КАС РФ закреплены: стороны, заинтересованные 232 лица, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

В ст. 38 закреплено, что сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик (ч.

1 ст. 38 КАС РФ). Следует отметить, что в КАС РФ сделан определенный «шаг вперед» в вопросе определения понятий «истец» и «ответчик» (применительно к административному судопроизводству — «административный истец», «административный ответчик») по сравнению с ГПК РФ и АПК РФ.

ГПК РФ не содержит никакого определения понятий «истец» и «ответчик». В соответствии с ч. 1 ст. 38 ГПК РФ сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик. Лицо, не являющееся инициатором возбуждения дела, в интересах которого дело возбуждено уполномоченными на то субъектами, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца (ч.
Лицо, не являющееся инициатором возбуждения дела, в интересах которого дело возбуждено уполномоченными на то субъектами, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца (ч.

2 ст. 38 ГПК РФ). В АПК РФ закреплено, что истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов (ч. 2 ст. 44 АПК РФ), а ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлен иск (ч. 3 ст. 44 АПК РФ). В отличие от ГПК РФ и АПК РФ, в КАС РФ под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином (ч.

2 ст. 38 КАС РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 38 КАС РФ административным истцом является и сам прокурор, а также орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо в случаях, когда обозначенные лица обращаются в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций. Следуя логике законодателя, дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства, можно подразделить на 2 группы: 1) дела, по которым прокурор наделен правом подачи административного искового заявления в защиту интересов лица, которое и будет в процессе административным истцом; 2) дела, по которым сам прокурор является административным истцом.

По своему процессуальному положению к прокурору также приравнены органы, осущест- вляющие публичные полномочия, и должностные лица, которые, наряду с прокурором, наделены правом обращения в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Если прокурор — административный истец, то, на наш взгляд, в подобных случаях закономерными представляются вопросы о том: каков характер заинтересованности прокурора? по каким конкретно категориям дел прокурор может быть административным истцом? чьи интересы он в подобных случаях защищает?

Очевидно, что характер юридической заинтересованности отличается у разных субъектов, даже если все эти субъекты отнесены к группе лиц, участвующих в деле. Юридический интерес может иметь субъект спорного материального правоотношения, а также лицо, которое не является субъектом спорного материального правоотношения, но на права и обязанности которого может повлиять судебное решение.

Юридическим интересом должен обладать и прокурор, как лицо, участвующее в деле. В научной литературе встречаются разные подходы к определению заинтересованности прокурора — чаще всего указывается о защите прокурором государственного, публичного, общественного, интереса публичных образований.

О защите прокурором прав граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства указывается и в ст.

35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В целом же интерес прокурора как лица, участвующего в деле, характеризуется не как личный, а как «служебный», поскольку, участвуя в любой форме в процессе (гражданском, арбитражном, административном), прокурор, реализуя полномочия, возложенные на него Конституцией РФ и законодательством, выполняет свои служебные функции. Исходя из основной цели органов прокуратуры — деятельности по обеспечению законности -даже в случаях, когда прокурор обращается в суд в защиту интересов конкретного гражданина, можно предположить, что он не защищает права и интересы гражданина, а действует именно в интересах государства, общества, как субъектов, заинтересованных в укреплении законности и правопорядка в обществе в целом и во всем государстве.

Прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ наделен правом на обращение в суд с адми- 233 iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . нистративным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов следующих субъектов: 1) граждан; 2) неопределенного круга лиц; 3) интересов Российской Федерации; 4) интересов субъектов Российской Федерации; 5) муниципальных образований. Право на обращение прокурора в защиту интересов гражданина ограничено законодателем случаями, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В КАС РФ не указаны конкретные категории дел, по которым прокурор может обратиться в суд в защиту интересов гражданина, а действует общее правило обращения в суд, закрепленное в ч.

1 ст. 39 КАС РФ. Поэтому можно сделать вывод о том, что в принципе это может быть любая категория дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства. При этом заметим, что уважительность причины, как и примерный перечень причин, как это и было прежде закреплено в ГПК РФ, -весьма оценочное понятие и в целом вопрос о возможности возбуждения дела в силу наличия уважительной причины напрямую зависит от усмотрения суда в каждом конкретном случае. В судебной практике нередкими были случаи отказа суда в возбуждении дела прокурором (когда дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматривались по правилам ГПК РФ), при этом мотивировался отказ отсутствием уважительной причины, по которой гражданин сам не может обратиться в суд.

Эта проблема осталась нерешенной и с введением Кодекса административного судопроизводства РФ. Полагаем, что прокурор, обращающийся в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов гражданина, не может 1. URL: http://www.onlinedics.ru/ 2.

Вильховик А. Юридический интерес как предпосылка доступности судебной защиты.

Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс»: комментарии законодательства. 3. Гурвич М.А. Право на иск. 1949.

быть административным истцом, поскольку это процессуальное положение занимает гражданин, в интересах которого возбуждено дело. Обращение в суд и возможность выступления по делам о защите общественного, публичного, государственного интереса не ограничены для прокурора никакими дополнительными условиями. По таким категориям дел, поскольку субъекты (общество, государство, публичные образования), в защиту прав и интересов которых прокурор обращается в суд, не привлекаются к участию в деле, сам прокурор является административным истцом.

Это, пожалуй, одно из возможных объяснений причины, почему прокурора так поименовали в КАС РФ и он занимает процессуальное положение административного истца. Дело без административного истца возбуждаться и рассматриваться не может, субъект (общество, государство и т.п.) к участию в деле не привлекается, поэтому именно прокурор, по мнению законодателя, является административным истцом. С другой стороны, истец, административный истец — это лицо, которое либо само обращается в суд за защитой своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого начато дело.

Главным признаком истца является то, что он предположительно является субъектом спорного материального правоотношения и предположительно его право нарушено. Очевидно, что прокурор никогда не может являться субъектом спорного материального правоотношения, о защите которого просит. Поэтому полагаем, что вопрос об определении процессуального и правового положения прокурора в административном судопроизводстве как административного истца, на наш взгляд, представляется весьма дискуссионным и требует дальнейшего теоретического обоснования.

1. URL: http://www.onlinedics.ru/ 2. Vilkhovik A. Judicial interest as prerequisite of availability of judicial protection.

Access from refernce legal system «ConsultantPlus»: comments of the legislation.

3. Gurvich M.A. Right of action. 1949. 234

КАС РФ | Статья 39. Участие прокурора в административном деле

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) N 21-ФЗ от 08.03.2015 ().

Статья 39. Участие прокурора в административном деле 1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители — в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры — в гарнизонный военный суд, районный суд. 3. Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса. 4. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

5. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

6. В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

7. Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления (в ред. Федерального закона от 19 июля 2018 г.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

One thought on “Прокурор в административном процессе

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+