Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Специальной оценкой условий труда закон не проводится

Специальной оценкой условий труда закон не проводится

Специальная оценка условий труда: ошибки работодателей

Важное По теме Читайте все материалы (227) по теме . Есть обновление (+87), в том числе: 18 октября 2016 г. 11:37 Автор: В. В. Данилова Журнал «» № 10/2016 Какие сроки установлены для оценки условий труда на рабочих местах? В каких случаях работодатель должен провести внеплановую проверку?

В отношении кого может проводиться поэтапная спецоценка?

Какая ответственность предусмотрена за нарушения порядка проведения оценки? О порядке проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах мы уже не раз писали на страницах нашего журнала. Но поскольку данная процедура достаточно новая, при ее проведении нередко допускаются ошибки, которые выливаются или в штрафы, причем совсем не маленькие, или в судебные разбирательства с работниками.

Но поскольку данная процедура достаточно новая, при ее проведении нередко допускаются ошибки, которые выливаются или в штрафы, причем совсем не маленькие, или в судебные разбирательства с работниками. Ведь у них есть право оспорить результаты оценки. Кроме того, некоторые работодатели, которые еще не провели спецоценку, привлекаются к административной ответственности за ее непроведение.

Но исходя из судебной практики, которая начинает складываться, это не всегда законно. В статье на примерах решений судов рассмотрим, какие нарушения могут допускать работодатели в сфере специальной оценки.

Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать? Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом. Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.

При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст.

7 Закона № 426-ФЗ. Однако из правила есть исключения. 1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст.

17 Закона № 426-ФЗ:

  1. изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
  2. наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).
  3. ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
  4. изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
  5. получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
  6. изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
  7. произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);

Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п.

2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. К сведению До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев. 2. В отношении рабочих мест, указанных в ч.

7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426-ФЗ.

Обратите внимание Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

Отметим также, что согласно ч.

6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018. Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда Можно сделать вывод, что работодатель должен провести специальную оценку условий труда на рабочих местах организации: 1.

По истечении пяти лет с момента аттестации рабочих мест, проведенной до 01.01.2014.

2. Если ранее не проводилась, то спецоценка осуществляется:

  1. в кратчайшие сроки – в отношении рабочих мест, перечисленных в п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ;
  2. поэтапно до 31.12.2018 – в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ (к ним относятся офисные рабочие места) и введенных в эксплуатацию до 01.01.2014.

Кроме этого, работодатель обязан проводить внеплановую специальную оценку в случаях, перечисленных в ст.

17 Закона № 426-ФЗ. Итак, за непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч.

2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ Должностные лица Юридические лица Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. Штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб. И здесь следует подчеркнуть, что в связи с некоторой неопределенностью положений ст. 27 Закона № 426-ФЗ мнения судей по вопросам привлечения работодателей к административной ответственности в связи с непроведением специальной оценки различаются.
27 Закона № 426-ФЗ мнения судей по вопросам привлечения работодателей к административной ответственности в связи с непроведением специальной оценки различаются.

В частности, имеются решения, согласно которым в отношении ранее не аттестованных рабочих мест не применяется ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ. То есть работодатели, которые не проводили аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, привлекаются к ответственности за непроведение специальной оценки вне зависимости от наличия или отсутствия рабочих мест, названных в ч.

6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ. Так, суд не принял довод работодателя о том, что оценка условий труда может быть произведена поэтапно до 31.12.2018, поскольку это положение закона согласно ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ не распространяется на работодателей, не проводивших аттестацию рабочих мест до 01.01.2014, – только на тех, кто ее проводил (см. Решение Московского городского суда от 26.02.2015 по делу № 7-1673/2015).

Однако Верховный суд неоднократно отмечал, что существенное значение при рассмотрении дел о привлечении организаций к ответственности за непроведение специальной оценки имеет положение ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ, согласно которой в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

То есть прежде, чем привлечь работодателя к ответственности, требуется выяснить, какие рабочие места предусмотрены штатным расписанием. В частности, имеются ли в организации рабочие места сотрудников, которые получают гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях или которым преду­смотрено назначение досрочной пенсии и в отношении которых специальная оценка должна быть проведена в кратчайшие сроки (постановления ВС РФ от 22.01.2016 № 36-АД15-5, от 09.08.2016 № 57-АД16-5). Оговорки о том, что поэтапное проведение спецоценки возможно только для тех работодателей, которые до 01.01.2014 провели аттестацию рабочих мест по условиям труда, Верховный суд не делает.

Непроведение внеплановой спецоценки. Что касается ее проведения, здесь работодатели допускают разнообразные ошибки, в результате чего и привлекаются к ответственности.

Так, Постановлением Новосибирского областного суда от 06.04.2016 по делу № 4а-262-2016 были оставлены без изменений постановление инспектора ГИТ и решения судов о привлечении ОАО к административной ответственности в виде штрафа в размере 60 000 руб. за непроведение внеплановой специальной оценки при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест в течение шести месяцев с момента их ввода согласно п.

1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Приказом от 04.08.2014 в ОАО была введена должность машиниста зернопогрузочных машин, на которую приказом от 09.10.2014 был переведен один из работников.

Таким образом, до 04.02.2015 ОАО должно было провести спецоценку данного рабочего места. Но поскольку на момент истечения шестимесячного срока данная должность из штатного расписания была исключена, работодатель посчитал, что и спецоценку данного рабочего места можно не проводить. Тем не менее он уже нарушил п.
Тем не менее он уже нарушил п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

Суд сделал вывод, что последующее исключение должности машиниста зернопогрузочных машин из штатного расписания не освобождает ОАО от ответственности за совершение правонарушения. В другом случае в ходе проверки инспектор ГИТ выявил нарушения, допущенные МБОУ, в том числе не была проведена внеплановая специальная оценка условий труда на рабочих местах, на которых производилась замена производственного оборудования (светильники освещения), что могло оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.

Постановление о признании работодателя виновным в совершении административного правонарушения, преду­смотренного на тот момент ч.

1 ст. 5.27 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

суд только изменил в части размера штрафа (Постановление Челябинского областного суда от 25.06.2015 № 4а15-439). Нарушен порядок проведения спецоценки.

Это может послужить основанием не только для привлечения работодателя к административной ответственности.

Кроме того, работник, чьи права из-за ее проведения были нарушены, в силу ст. 5 Закона № 426-ФЗ вправе обжаловать ее результаты в судебном порядке.

Так, работница (врач-нейрохирург) обратилась с иском к МАУ «Центральная городская клиническая больница» (далее – ЦГКБ) о признании результатов спецоценки условий труда ее рабочего места недействительными. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда. По результатам этой оценки ей был установлен класс (подкласс) вредности условий труда 3.1, что исключало право на предоставление ей дополнительного отпуска. При этом в карте специальной оценки отсутствовала оценка условий труда по такому вредному (опасному) фактору, как напряженность трудового процесса, который согласно пп.

2 п. 1 ст. 13 Закона № 426-ФЗ подлежит обязательному исследованию (испытанию) и измерению. Кроме этого, ранее в результате аттестации ее рабочему месту был установлен класс (подкласс) вредности условий труда 3.3, в связи с чем предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 дней. Условия ее труда не изменялись.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований работнице было отказано, поскольку суд посчитал, что при спецоценке не подлежал оценке такой фактор, как напряженность трудового процесса: согласно должностной инструкции трудовая деятельность истицы не соответствует перечню особенностей трудового процесса работников, содержащемуся в п.

23 ч. 3 ст. 13 Закона № 426-ФЗ. Поэтому оснований для признания результатов специальной оценки условий труда недействительными не имеется.

Однако судебная коллегия с данным выводом не согласилась. В первую очередь было отмечено, что в силу ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ спецоценка является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и осуществляется в соответствии с определенной методикой.

К сведению Методика проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика), классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н. В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 Закона № 426-ФЗ и п. 4 Методики в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы трудового процесса, в том числе напряженность трудового процесса – показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.

Кроме этого, при реализации в отношении лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, денежная компенсация) порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер на день вступления в силу Закона № 426-ФЗ, если условия труда на рабочем месте остались прежними. Об этом говорится в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ.

И наконец, нарушения, допущенные при проведении оценки, были установлены главным специалистом отдела охраны труда, который сделал государственную экспертизу качества спецоценки условий труда рабочего места врача-нейрохирурга на основании определения судебной коллегии.

Рекомендуем прочесть:  Биржа труда в месяц в 2021

Результаты специальной оценки были признаны недействительными (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.06.2016 по делу № 33-6870/2016). Неправильное применение результатов проведения специальной оценки. Возможны ситуации, когда работодатель при предоставлении работнику компенсаций за труд во вредных условиях руководствуется только результатами специальной оценки.

Но не во всех случаях этого достаточно. Следует учитывать и требования иных федеральных законов. Работница обратилась в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (далее – ФКУЗ) о предоставлении ей дополнительного оплачиваемого отпуска за 2015 год в связи с исполнением обязанностей среднего медицинского персонала, работой во вредных условиях и согласно Закону РФ от 02.07.1992 № 3185-1

«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

(далее – Закон № 3185-1).

Работодатель, обосновывая свой отказ в предоставлении отпуска, указал, что согласно карте специальной оценки рабочее место истицы имеет 2-й класс условий труда, которые в силу закона являются безопасными, соответственно дополнительный отпуск ей не полагается. Кроме этого, должность работницы не включена в перечень работников, оказывающих психиатрическую помощь, которым установлены дополнительные отпуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 (далее – Постановление № 482).

Однако решением суда иск был удовлетворен и на ФКУЗ была возложена обязанность предоставить данной медицинской работнице, участвующей в оказании психиатрической помощи, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за 2015 год, и вот почему.

Указанный отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным (ст. 117 ТК РФ). В силу ч. 3 ст. 350 ТК РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ.
117 ТК РФ). В силу ч. 3 ст. 350 ТК РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с абз. 1 и 2 ч.

1 ст. 22 Закона № 3185-1 медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право:

  1. на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством РФ.
  2. на сокращенную продолжительность рабочего времени;

Законом № 3185-1 также предусмотрено, что данные гарантии участвующим в оказании психиатрической помощи иным работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, предоставляются по результатам специальной оценки условий труда (абз. 4 ч. 1 ст. 22 закона). К сведению Согласно перечню, утвержденному Постановлением № 482, у медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, среднего и младшего медицинского персонала (кроме медицинского статистика) продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 35 календарных дней.

Установив, что Л. Н. А. является медицинским работником, участвующим непосредственно в оказании психиатрической помощи (медицинской палатной сестрой психоневрологического отделения ФКУЗ), и руководствуясь ст. 22 Закона № 3185-1, Постановлением № 482, суд подтвердил, что предоставление отпуска по результатам спецоценки предусмотрено для иных работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, к которым истица не относится.

При этом возникновение права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за труд во вредных и (или) опасных условиях у медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, не зависит от класса условий труда, установленного спецоценкой, которая предусмотрена для иных работников медицинских организаций в соответствии с абз.

4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1. Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласилась (Апелляционное определение ВС Республики Карелия от 11.03.2016 по делу № 33-719/2016). Чтобы предупредить возникновение еще одной ошибки, за которую работодатель может быть привлечен к ответственности, несколько слов скажем о трудовом договоре, а именно об одном из его обязательных условий – о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями, если сотрудник принимается на такую работу, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Минтруд в Письме от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516 дал разъяснения о том, как вносится этот пункт в после проведения спецоценки и что писать в трудовом договоре до ее проведения. Итак, если спецоценка в вашей организации проведена, надо дополнить трудовой договор сведениями о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте работника, перечислить полагающиеся ему гарантии и компенсации. О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца согласно ст.

74 ТК РФ. Уведомление работника об изменении трудового договора не будет считаться письменным ознакомлением с результатами спецоценки.

Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Обратите внимание Если работник принимается на вновь организованное рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то до ее проведения в трудовом договоре с лицом, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны его общие характеристики (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).

При этом гарантии (компенсации) за работу во вредных и (или) опасных условиях по результатам спецоценки начинают предоставляться со дня вступления в силу ее результатов (с момента утверждения отчета о ее проведении). До спецоценки работодателям следует определить возможность компенсации работникам вредных (опасных) факторов, если они в итоге будут выявлены.

* * * В заключение обращаем внимание работодателей, которые еще не проводили спецоценку, на следующее: не забывайте, что у вас есть не только обязанность обеспечить ее проведение, но и право требовать от организации, ее проводящей, обоснование результатов оценки.

Отнеситесь к такой проверке серьезно, поскольку и ваши ошибки, и ошибки организации, проводящей оценку, могут стать причиной судебных разбирательств с работниками. [1]

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

. [2]

«О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников»

.

Спецоценка 2021: новые правила

С 01.01.2021 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов.

В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях.

Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью. Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).

Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать.

Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников. Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2021 года.

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2021 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ. Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  1. сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.
  2. на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;

Важное уточнение!

Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну. Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т.

д. О них расскажем далее. Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет.

Этапы ее проведения представлены на схеме: И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст.

11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп.

3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019). С 2021 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке.

На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч.

3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  1. в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
  2. в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  1. В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).
  2. 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч.

    3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников.

Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок.

В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п.

1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ). Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом: О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968. Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия: У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ: Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них.

Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры. Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  1. Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами.

Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ: № пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена 1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») 2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т.

д. 3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст.

19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ 4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) 5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н 6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест.

Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) 7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч.

2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) 8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч.

1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) 9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) 10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика.

Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) Для работодатея проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами. Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см.

Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

  1. Нарушения компании-оценщика.

Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика. Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены: Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком.

В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика. За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2021 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  1. должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  2. компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2021 от действующих в 2021 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч.

2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

  1. У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
  2. Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  3. С 2021 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.
  4. С 2021 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  5. Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).

Методика проведения СОУТ: пошаговая инструкция для специалиста по охране труда

Статья для специалистов по охране труда, которые еще не проводили спецоценку или не уверены в своих знаниях. Расскажем про изменения с 2021 года, этапы спецоценки и что делать на каждом из них.

Поможет избежать ошибок и штрафов Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) включает четыре обязательных этапа. Нельзя менять последовательность этапов.

Каждое новое мероприятие можно начинать только после того, как закончено предыдущее.

Иначе нарушите порядок СОУТ. Если нарушить процедуру СОУТ или не провести вовсе, то административный штраф составит ():

  1. от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  2. от 60 000 до 80 000 рублей — для организаций.

Продолжительность этапов разная. Самый длительный и трудоемкий — подготовительный этап.

Шаг 1. Работодателю нужно проанализировать, на каких рабочих местах проводить спецоценку:

  1. составить список рабочих мест, где меняли технологическое оборудование и сырье. На внеплановую СОУТ таких мест — полгода.
  2. составить список рабочих мест, на которых заканчивается СОУТ в ближайшие полгода. Важно: спецоценку новых рабочих мест в организации нужно провести в течение 12 месяцев;

Шаг 2.

Сформировать перечень рабочих мест, где нужно провести СОУТ. Он понадобится для технического задания, которое станет основой договора или контракта на спецоценку. Требования по подбору экспертной организации указаны в Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Процедура выбора исполнителя — экспертной организации практически одинакова для коммерческих и бюджетных организаций:

  1. Конкурсная комиссия, организованная при контрактно-договорном или юридическом отделе, рассматривает предложения специалиста и выбирает исполнителя, соответствующего по цене.
  2. Специалист по охране труда составляет техническое задание, где в том числе указаны требования к экспертной организации. Как правило, организация-заказчик запрашивает коммерческое предложение в разных экспертных организациях. Такой запрос составляют в виде письма, где указывают количество рабочих мест, прилагают карточку организации. Полученные коммерческие предложения регистрируют в журнале и передают конкурсной комиссии.

Обязательно проверьте, что организация-исполнитель входит в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на России: Шаг 3. После того как вы совместно с конкурсной комиссией выберете экспертную организацию, процессом заключения договора будут заниматься юристы вашей организации. Вы в этот момент должны подготовить документы:

  1. приказ о проведении СОУТ и утверждении руководителем организации графика ее проведения;
  2. карточку организации с реквизитами для оформления договора;
  3. штатное расписание с указанием, трудятся ли на должностях или профессиях инвалиды;
  4. список работников, получающих гарантии и компенсации;
  5. список контингентов на медосмотр;
  6. перечень оборудования, машин, инструментов на рабочих местах.
  7. сведения о СНИЛС сотрудников;

Подготовка этой информации занимает время.

Начните собирать документы заранее, чтобы не затягивать процесс СОУТ. На этом этапе выбранная экспертная организация сообщает заказчику, когда ее эксперты и сотрудники лаборатории начнут СОУТ. Шаг 4. Когда эксперты придут к вам, проведите с ними вводный инструктаж по охране труда.

Вместе определите, на каких местах будете проводить декларирование, а на каких — замеры.

Сопровождайте экспертов во время замеров. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов нужно проводить в присутствии работников. Но если, например, СОУТ проводят в медицинской организации, нельзя проводить исследования при пациентах.

Постарайтесь правильно организовать замеры, чтобы работник понимал, что проводится в отношении его рабочего места. Шаг 5. После замеров, пока эксперты будут интерпретировать результаты исследований и составлять отчет, подготовьте декларацию соответствия условий труда. Эксперты организации, которая проводит СОУТ, это делать не обязаны, но могут пойти на встречу и помочь с ее подготовкой.

Обратите внимание! Отчет вам направят для обсуждения. На этом этапе вы вправе проверить все карты СОУТ, протоколы, заключения экспертов и даже, возможно, найти свои ошибки в наименовании рабочих мест или структурных подразделений.

В дальнейшем, когда экспертная организация привезет вам готовый подписанный отчет, никакие изменения внести уже будет нельзя. Шаг 6. Когда работодатель получил от экспертной организации бумажный вариант отчета о проведении СОУТ, можно применить результаты СОУТ.

Для этого составьте:

  1. план действий по выполнению мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Например, эксперт может написать в рекомендации: «на рабочем месте № 078А снизить воздействие вредного производственного фактора (тяжесть труда)». Поскольку специалист по охране труда присутствовал во время замеров, он знает, что на этом рабочем месте нужно заменить стул на компьютерное кресло с регулируемой по высоте подставкой и подвижной спинкой. Это снизит нагрузку на позвоночник во время вынужденной позы сидя.
  2. план мероприятий по улучшению условий и охраны труда по результатам СОУТ. В отчете экспертной организации есть перечень рекомендованных мероприятий по отдельным рабочим местам;

Шаг 7.

Пока составляете планы, параллельно подпишите отчет членов комиссии и утвердите отчет у председателя комиссии. Если кто-то из комиссии не соглашается подписывать отчет, разъясните, что члены комиссии обязаны расписаться. Как вариант: если есть какие-то замечания, нужно написать особое мнение и приложить его к отчету.

Шаг 8. Издайте приказ о применении результатов СОУТ. Этот приказ знаменует собой заключительный этап спецоценки. Шаг 9. Издайте приказ о применении результатов СОУТ после того, как отчет утвердит председатель комиссии по проведению СОУТ.

Шаг 10. Отправьте копии отчета в экспертную организацию и подайте декларации в трудовую инспекцию — это важный этап.

Не ошибитесь и не опоздайте. Сроки:

  • После того как вы отправите декларацию СОУТ в ГИТ, а бухгалтерия передаст копию сводной ведомости о проведении СОУТ в ФСС РФ, письменно ознакомьте работников с картами спецоценки, а также разместите сводную ведомость и утвержденный работодателем план мероприятий по улучшению условий труда на своем официальном сайте. Срок для этого — не более 30 дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ.
  • Не позже 3 рабочих дней с момента утверждения отчета отправьте отсканированную копию титульного листа почтой с уведомлением, а также по факсу или по электронной почте в организацию, которая провела у вас СОУТ. Если этого не сделать или нарушить сроки, вас оштрафуют до 80 000 рублей по ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ.
  • Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки — срок подачи декларации в ГИТ (, утв. Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н).

Спецоценка условий труда заканчивается в день, когда утвердили отчет о проведении СОУТ.

С 1 января 2021 года вступили в силу глобальные изменения в «О специальной оценке условий труда».

Бесплатные вебинары по охране труда Эксперты-практики. Онлайн-тесты. Сертификаты Контур.Школы Учтите, что теперь:

  • Работодатель сможет использовать результаты проведения СОУТ только при условии, что сведения внесены во ФГИС СОУТ. Результаты, где есть сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, можно применять со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Это следует из обновленной части 2 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Следовательно, гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда можно назначать не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ председателем комиссии, а с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ. Помните, что подтвердить факт размещения сведений о результатах в ФГИС СОУТ — обязанность экспертной организации.
  • Работодатель вправе требовать от организации, которая проводит СОУТ, подтвердить факт, что сведения о результатах размещены в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ). Это следует из дополнений пункта 5 части 1 статьи 4 в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  • Отчет о проведении СОУТ нужно подписать не обычной, а усиленной квалифицированной электронной подписью. Также допускается направлять отчет по почте с уведомлением.
  • Срок действия декларации СОУТ с 1 января 2021 года отсчитывается не с момента, когда утвержден отчет о проведении СОУТ, а с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ.

Установлен срок для утверждения отчета о проведении СОУТ — не позднее 30 календарных дней с момента, как отчет получен от экспертной организации (ч.

2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Ранее такого срока не было. Также рекомендуем почитать статью «».

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

One thought on “Специальной оценкой условий труда закон не проводится

Comments are closed.

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+